Мастер-класс Тамары Синявской

Основы классического вокального искусства

» Йосси Тавор Журналист, обозреватель по вопросам культуры

Необходимо обладать большим мужеством, мудростью и осознанием нового призвания, чтобы на пике карьеры покинуть сцену Большого театра и начать преподавать. Тамара Синявская, оперная примадонна, сделала это в 2003 году. Ее последней партией стала любимая роль Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова. Безусловно, она бы могла продолжать петь и Графиню в «Пиковой даме», Ларину или Няню Филипьевну в «Евгении Онегине», да и в западном репертуаре возрастных партий для драматического меццо-сопрано достаточно. Но она предпочла войти в историю оперного исполнительства в ее звездных ролях. По словам Тамары Синявской, лучше уйти со сцены на полгода раньше, чем на пять минут позже. Певица и сегодня постоянно работает над своим голосом – поет любимые арии и романсы. В одном из редких интервью она призналась: «Из благородной примадонны я перешла в другое качество – педагога. Это совершенно другая профессия. Я себе не очень нравлюсь, так как я чувствую себя воспитательницей». Тем не менее и в этой «роли» Тамара Ильинична Синявская великолепна так же, как и на сцене.

»

Тамара Синявская – народная артистка СССР, профессор, заведующая кафедрой вокального искусства Российского института театральных искусств (ГИТИС).

Благодаря своему уникальному меццо-сопрано и исключительному таланту сразу после окончания музыкального училища в возрасте 20 лет юная певица была принята в стажерскую группу Большого театра, где дебютировала в роли Пажа из оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Синявская стала находкой для Большого, ведь певице с большим успехом удавались как сложнейшие женские партии, так и мужские (травести), в их числе партия Ратмира из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, Федора из «Бориса Годунова» М. Мусоргского, Вани из «Ивана Сусанина» М. Глинки.

Тамара Синявская довольно скоро получила заслуженное международное признание, уже первые ее зарубежные гастроли – в Канаду (1967), Болгарию (1968), Германию и Францию (1969) – принесли певице большой успех.

Трамплином для творческого взлета артистки стали победы на крупнейших международных фестивалях и конкурсах: первая премия IX Международного фестиваля молодежи и студентов в Софии (1968), Гран-при и специальная премия за лучшее исполнение романса на XII Международном конкурсе вокалистов в Бельгии (1969), первая премия IV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, которую Тамара Синявская разделила с Еленой Образцовой.

Большому театру Тамара Ильинична посвятила почти сорок лет своей жизни. В репертуаре певицы около сорока оперных ролей, вокальные циклы, оперные арии, романсы и другие вокальные произведения композиторов разных эпох, а также вокальные дуэты, которые певица исполняла со своим знаменитым супругом – народным артистом СССР Муслимом Магомаевым.

С 2005 года Тамара Ильинична преподает вокал в Российском институте театральных искусств (ГИТИС), с 2008 года возглавляет кафедру вокального искусства. Педагогическое мастерство Синявской основано не только на ее великолепном голосе и артистическом таланте, но также и на ее собственном ученическом опыте.

Тамара Синявская училась и продолжает учиться, открывая новое в искусстве и профессии, называя себя «вечной студенткой». Ее первым педагогом был Владимир Сергеевич Локтев – руководитель детского ансамбля Дома пионеров. Именно он предвидел музыкальное будущее юной Тамары и посоветовал ей поступать в музыкальное училище при Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Параллельно с учебой в училище Синявская пела в хоре Малого театра, где интенсивно обучалась драматическому искусству. Уже будучи солисткой Большого театра, Тамара Синявская поступила в Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского, где училась в классе Доры Борисовны Белявской. В 1973-1974 годах артистка проходила стажировку в театре «Ла Скала». По словам Тамары Ильиничны, в жизни очень важно найти своего педагога.

Педагогами для певицы на протяжении ее интенсивной творческой работы в театре были все – и коллеги, и режиссеры, и дирижеры, и даже балерины, у которых актриса училась пластике и сценическому движению.

Именно этой своей уникальной особенностью – стремлением познавать и осваивать новое – профессор Тамара Ильинична Синявская заражает своих студентов. Она – одновременно строгий и любящий педагог, вкладывающий себя в работу без остатка так же, как она отдавала себя театру.

Все составляющие исполнительского мастерства – работа над голосом, драматургией, способность вникать в текст, слышать оркестровую партию, владеть телом и мимикой, справляться со сценическим волнением – должны воспитываться в комплексе, но главное – это любовь к музыке, которую исполняешь: такова педагогическая позиция профессора Синявской.

Практическое воплощение педагогических методов Тамары Ильиничны вы сможете увидеть в представленном мастер-классе на примере работы над ариями из опер Дж. Россини «Севильский цирюльник» (ария дона Базилио), А. Дворжака «Русалка» (ария Русалки), С. Прокофьева «Война и мир» (ария Андрея Болконского).