Мастер-класс Дмитрия Бертмана
Дмитрий Бертман – это прежде всего Геликон-опера, человек, создавший своими руками оперный театр и выстрадавший его. Для него каждый певец – это его питомец, каждый студент – это любимое дитя. Он феноменально эрудирован, для него оперная партитура – раскрытая книга. Он заражает идеями каждого, кто с ним общается. Его сценические решения поражают новизной и свежестью, не теряя при этом связи с корнями и традициями, которые этот удивительный Мастер и Педагог с радостью и готовностью передает следующим поколениям актеров и режиссеров.
Бертман Дмитрий Александрович – российский театральный режиссер, художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-опера», народный артист РФ, действительный член Российской академии искусств, профессор ГИТИС. В 2018 году Д. Бертман вошел в состав Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
Родился Дмитрий Бертман в Москве. В 1989 году окончил ГИТИС по специальности «режиссура музыкального театра» в мастерской народного артиста СССР, профессора Георгия Павловича Ансимова. Еще одним учителем и наставником Дмитрия Бертмана стал выдающийся оперный режиссер, народный артист СССР Борис Александрович Покровский. Большой успех имели студенческие спектакли, поставленные молодым талантливым режиссером на профессиональных сценах Москвы, Одессы и Твери. Уже через год после окончания вуза, в возрасте 23 лет, Дмитрий Бертман создает Московский музыкальный театр «Геликон-опера», директором и художественным руководителем которого он является по сей день. В 1993 году театр получил статус государственного.
Сегодня Геликон-опера – это театр с мировым именем, который дает в год более 200 спектаклей, собирая полные залы как у себя дома, так и на гастролях. В чем кроется секрет такого успеха? Прежде всего в том, что каждая постановка воплощает эстетический принцип «художественного открытия». Художественное открытие, по словам искусствоведа Л.А. Мазеля, «…почти всегда может быть представлено в виде некоторого совмещения в одном предмете существенных свойств, ранее встречавшихся только порознь… Сила открытия измеряется не только плодотворностью совмещения, его ценностью, содержательным смыслом, но и его неожиданностью и трудностью. В этом смысле истинно художественное произведение осуществляет, казалось бы, неосуществимое, совмещает, казалось бы, несовместимое».
Этими «полюсами», которые совмещаются в режиссерских решениях Дмитрия Бертмана, становятся внимательное и бережное отношение к композиторскому замыслу, с одной стороны, и яркая новизна драматического воплощения – с другой.
В творческой биографии режиссера свыше ста спектаклей, поставленных на сценах ведущих российских и зарубежных театров. В числе последних замечательных постановок: «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова (Геликон-опера, 2018), «Демон» А.Г. Рубинштейна (Большой театр «Лисео», Барселона, 2018), «Пиковая дама» П.И. Чайковского (Геликон-опера, 2017), «Трубадур» Дж. Верди (Геликон-опера, 2017), «Альцина» Г.Ф. Генделя (Musik&Theater MUTH, Вена, 2017), «Турандот» Дж. Пуччини (Геликон-опера, 2017), «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича (совместная постановка театра Сан-Паулу и Геликон-оперы, Сан-Паулу, 2016), «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова (Deutsche Opera am Rhein, Дюссельдорф, 2016), «Похождения повесы» И.Ф. Стравинского (Финская национальная опера, 2016), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского – возобновление постановки К.С. Станиславского 1922 года (Геликон-опера, 2015).
О режиссерском таланте Дмитрия Бертмана свидетельствуют не только многочисленные награды и статус лауреата многих престижных премий (Национальная театральная премия «Золотая маска», премия Московского оперного фестиваля, Театральная премия СТД «Гвоздь сезона», Международная премия им. К.С. Станиславского, Премия города Москвы, Государственная премия Эстонии и др.), но прежде всего любовь и признание публики.
Педагогическую деятельность Дмитрий Бертман начал в 1994 году в Оперной студии Берна (Швейцария). С 1996 года он начал преподавать в родном вузе – Российской академии театрального искусства (ГИТИС) в качестве художественного руководителя мастерской, а затем профессора и заведующего кафедрой режиссуры и мастерства актера музыкального театра.
По словам Дмитрия Бертмана, «вся сила успеха спектакля – в оперном артисте», поэтому режиссер призывает певцов не иллюстрировать слово, а наполнять каждый звук живым действием, вскрывать, доставать и драматически воплощать глубинную внутреннюю суть каждого события, каждого переживания героя. А для этого артисту нужно начинать с анализа того огромного контекста, в котором живет произведение. Важно познакомиться со всеми нюансами биографии и мышления композитора. Для того чтобы понять героя, необходимо исследовать исторические первоисточники и разные литературные версии сюжета, а затем уже, в соответствии с системой Станиславского, проживать себя в предлагаемых обстоятельствах. Именно глубокий анализ контекста дает артисту свежее восприятие персонажа.
Таковы главные педагогические принципы Дмитрия Бертмана. Их практическое воплощение вы увидите в представленном мастер-классе на примере работы режиссера с молодыми оперными певцами над ариями из опер русских классиков.