МенюЗакрыть
Главная/ Мастер-классы/ Мастер-класс Юлии Махалиной

Мастер-класс Юлии Махалиной

Сценическое движение
Йосси Тавор
Журналист, обозреватель по вопросам культуры

Прима-балерина Мариинского театра Юлия Махалина поразительно музыкальна. Музыкальны ее движения, пластика, суть и наполнение образа. Музыкален и ее подход к осознанию и раскрытию той или иной роли. Как талантливый солист, постоянно стремящийся найти что-то свое в уже хорошо знакомых всем сочинениях, она приходит к более изысканной интерпретации не с тем, чтобы поразить зрителей, но для того, чтобы удовлетворить собственную жажду познания. Она принадлежит к когорте постоянно ищущих, путь которых всегда был непрост. Искусство Юлии Махалиной необычайно универсально. Она прекрасна как в классических балетах, так и в модерне. Начав свою сольную карьеру в Мариинке с Одетты-Одиллии, она сегодня завоевала безоговорочное признание критиков и любовь балетоманов в целом ряде композиций современных хореографов от Мориса Бежара до Бориса Эйфмана, Алексея Ратманского и Раду Поклитару.

Юлия Махалина – знаменитая прима-балерина Мариинского театра, народная артистка РФ, обладательница многих престижных премий и наград: Benois de la dance (Москва, 1998), высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (1993), наград Международного балетного конкурса (Париж, 1990), кинематографической премии имени братьев Люмьер (Париж, 1990), специального приза «Петербургская Терпсихора» Российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» (2016).

Юлия родилась и выросла в Санкт-Петербурге. В 1985 году с успехом окончила Ленинградское хореографическое училище (Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой) по классу Марины Александровны Васильевой.

Сразу же после окончания училища Юлию Махалину принимают в труппу Театра оперы и балета имени Кирова (ныне – Мариинский театр), где уже через четыре года она становится солисткой.

Первыми партиями молодой танцовщицы были Медора в третьем акте балета «Корсар» и Гран-па в балете «Раймонда», затем были столь желанные партии Маши в «Щелкунчике» и Одетты-Одиллии в «Лебедином озере».

В театре Юлия продолжила совершенствовать свое мастерство под руководством замечательных педагогов-репетиторов – Ольги Николаевны Моисеевой (народной артистки СССР) и Геннадия Наумовича Селюцкого (заслуженного деятеля искусств РФ).

В 1990 году Юлия стала лауреатом IV Международного конкурса артистов балета в Париже, завоевав сразу две высшие награды – Гран-при и золотую медаль.

Юлия Махалина часто гастролировала с Мариинским театром, а также постоянно выступала в качестве приглашенной солистки в балетных труппах ведущих театров мира: в труппе Датского королевского балета, «Дойче Оперы» в Берлине, в Бостонском театре, в театре «Колон» (Буэнос-Айрес), в Гранд-Опера (Париж), в Большом театре России.

Путь Юлии в профессию был не из легких: его сопровождали и проблемы со здоровьем, и непростой выбор в искусстве между карьерой пианистки и балерины, так как еще в детстве педагоги отмечали необыкновенный музыкальный талант девочки. Преодолеть все трудности на пути профессионального становления Юлии Махалиной помогли недюжинная для такой хрупкой девушки сила воли и, конечно, любовь к балету.

Особенностью творчества Махалиной является то, что она всегда стремилась уйти от консерватизма и ратовала за многообразие пластических решений любого образа, притом что ей одинаково блестяще удавались как классические роли, так и современная хореография. Драматический талант балерины позволяет ей каждый раз раскрывать на сцене новые грани любого образа.

В творческом багаже Юлии Махалиной свыше 60 партий, несколько из них премьерные: партии Анны Карениной (музыка П.И. Чайковского, хореография А. Проковского), Жар-птицы (музыка И.Ф. Стравинского, хореография М. Фокина, реконструкция А. Лиепы и И. Фокиной), Раймонды (музыка А.К. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), Феи в балете «Золушка» (музыка С.С. Прокофьева, хореография О. Виноградова), «Адажио» (музыка С. Барбера, хореография О. Виноградова) и другие.

В 2011 году Юлия выступила в танцевальном телевизионном проекте «Первого канала» и Ильи Авербуха «Болеро», получив с партнером – фигуристом Повиласом Ванагасом приз зрительских симпатий.

В настоящее время балерина значительную часть своей работы в Мариинском театре посвящает педагогической практике, много занимаясь с исполнителями в качестве педагога-репетитора. Она также дает множество мастер-классов в профессиональных балетных школах.

В представленном мастер-классе Юлия Махалина делится секретами балетного искусства, отмечая особенности преподавания в питерской и московской балетных школах.

Одной из основ мастерства, по убеждению педагога, является безукоризненное владение своим телом – на том уровне, на котором профессиональный музыкант владеет своим инструментом.

Много внимания Юлия Махалина уделяет взаимодействию с партнером во время исполнения своих ролей, технике работы с образом, со всеми его деталями, включая сценический костюм, которые необходимо буквально пропускать через себя. Но самое ценное, пожалуй, в этой беседе – глубоко внутренние методы работы артистки, связанные не столько с техникой, сколько с самим существом жизни: как слышать себя, как взращивать в себе профессиональную мечту, как дарить любовь зрителю.

Главным танцевальным жестом артиста, по словам балерины, является движение его сердца и души…

Назад к разделу