МенюЗакрыть
Главная/ Мастер-классы/ Мастер-класс Бориса Березовского

Мастер-класс Бориса Березовского

Фортепиано. Формула мастерства
Йосси Тавор
Журналист, обозреватель по вопросам культуры

Борис Березовский – великолепнейший, талантливый музыкант, покоряющий своим совершенным пианизмом, удивительным проникновением в суть музыкальной ткани и собственным, всегда убедительным пониманием и воплощением замысла композитора.

Но не только это восхищает в нем. Борис Березовский – мечтатель- созидатель. Именно в таком непривычном сочетании. Его самые фантастические проекты и фантазии в конце концов приобретают законченную форму и воплощаются в жизнь. Несколько лет назад он увлекся музыкальным фольклором разных стран и создал фестиваль, где академическая музыка органично переплеталась с фольклорными элементами. Затем он решил, что может солировать с любым фортепианным концертом без дирижера, – и доказал это целой серией выступлений. Сейчас он захвачен идеей строительства арт-городков, построенных в русском стиле.

Он обладает даром генерировать идеи, убеждать в них самых завзятых скептиков, захватывать и вести за собой.

Борис Березовский – Музыкант, Пианист, Мечтатель.

Борис Березовский – российский пианист, заслуженный артист РФ, доцент РАМ им. Гнесиных. Его пианистическую манеру отличают яркость и убедительность интерпретаций, беспрекословное чувство стиля.

Борис Березовский родился в Москве, воспитывался в музыкальной семье.

Свое профессиональное обучение он начал в Специальной музыкальной школе имени Гнесиных, затем продолжил его в Московской государственной консерватории. Его наставниками были Ирина Сергеевна Родзевич, Измаил Абрамович Альтерман, Элисо Константиновна Вирсаладзе, Александр Игоревич Сац.

Уже в студенческие годы пианист с успехом выступал на лучших сценах мира: в 1988 году в лондонском в Вигмор-холле, в 1989 году в концертном зале Лувра.

В 1987 году Борис Березовский получил четвертую премию на конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания), а в 1990 году – первую премию на IX Международном конкурсе имени П.И. Чайковского.

Борис Березовский постоянно гастролирует по всему миру. Сложный и разнообразный репертуар, большие объемы текстов – еще одно свидетельство высокого мастерства пианиста. Он является постоянным участником многих международных музыкальных фестивалей, география которых более чем обширна: Международного фестиваля академической музыки «Безумный день» (Нант, Франция), Музыкального фестиваля Вербье (Швейцария), Международного фортепианного фестиваля Ла-Рок-д’Антерон (Франция), фестиваля «Музыкальные ночи Ле-Сюке» (Канны, Франция), фестиваля «Радио Франс» в Монпелье (Лангедок – Руссильон, Франция), Фестиваля в Равинии (Чикаго, США), Музыкального фестиваля Аспена (Колорадо, США), Рурского фортепианного фестиваля (Эссен, Германия), музыкального летнего Зальцбургского фестиваля (Австрия), Музыкального фестиваля в Рейнгау (Германия), Тихоокеанского музыкального фестиваля (Саппоро, Япония), Братиславского музыкального фестиваля (Словакия), Фестиваля искусств «Русская зима» (Москва), Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств» (Санкт-Петербург). Этот список можно продолжать и далее.

В числе артистов, с которыми Борис Березовский выступал в ансамбле, можно назвать Вадима Репина, Александра Князева, Дмитрия Махтина, Николая Луганского, Бориса Пергаменщикова, Святослава Мороза, Брижит Анжерер, Хэмиша Милна, Акико Суванаи, Хидэко Удагаву, Юлиана Рахлина, Ральфа Киршбаума, Дмитрия Ситковецкого, Александра Мельникова, Дмитрия Яблонского, Екатерину Державину, Василия Савенко, Яну Иванилову.

Пианист постоянно выступает с самыми знаменитыми оркестрами мира: Российским национальным оркестром, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Нью-Йоркским, Берлинским и Мюнхенским филармоническими оркестрами, Филадельфийским симфоническим оркестром, лондонским оркестром «Филармония», Симфоническими оркестрами BBC, радио Франкфурта, гаагским оркестром «Резиденси», Филармоническими оркестрами Осло и Роттердама, Национальным оркестром Датского радио, Оркестром амстердамского Консертгебау, Национальным оркестром Франции, Симфоническими оркестрами Бирмингема и Сиднея, а также многими другими. Он работал в сотворчестве с такими выдающимися дирижерами, как Владимир Ашкенази, Александр Ведерников, Томас Даусгор, Густаво Дюдамель, Шарль Дютуа, Валерий Гергиев, Вольфганг Заваллиш, Элиаху Инбал, Дмитрий Китаенко, Александр Лазарев, Эндрю Литтон, Дмитрий Лисс, Курт Мазур, Антонио Паппано, Михаил Плетнев, Александр Рудин, Юрий Симонов, Леонард Слаткин, Туган Сохиев, Лоранс Экильбе, Марк Элдер.

Дискография пианиста насчитывает свыше 40 дисков.

Борис Березовский является инициатором и идейным вдохновителем нескольких музыкальных проектов, среди которых Международный фестиваль Николая Метнера, проект «Музыка Земли», Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге.

Если говорить о фортепианном стиле Бориса Березовского, то можно отметить такую его особенность, как разнообразие, которое, по словам самого пианиста, он черпает в музыкальном фольклоре. Фольклор привлекает Березовского не только своей яркостью, свободой, неиссякаемой энергией, но прежде всего тем, что это изначальная музыкальная традиция, являющаяся основой всей последующей классической музыки. «Мы, классические музыканты, всегда немного скромные, а фольклор помогает войти в образ, раскрепоститься», – говорит Борис Борезовский.

Еще одним источником вдохновения для пианиста стало творчество Николая Метнера, в музыке которого он ценит изысканное разнообразие, а также особое сочетание фольклорной архаики с чертами позднего романтизма.

Так в чем же заключается формула мастерства пианиста? Это яркость образа, тонкость передачи стиля с помочью исполнительской четкости, внимательности к деталям, точности подбора аппликатуры.

Свои секреты мастерства Борис Березовский раскрывает в представленном мастер-классе на примере работы исполнителя над одним из сложнейших произведений начала ХХ века – фортепианной транскрипцией Игоря Стравинского «Три фрагмента из балета «Петрушка».

Музыка транскрипции требует от пианиста виртуозного владения исполнительской техникой, частой смены образов и состояний, театральности игры, стилистического чутья. Важно отметить, что балет «Петрушка» изначально задумывался не как сценическое действо, а именно как концертное произведение для рояля с оркестром, своего рода инструментальный театр.

Назад к разделу