МенюЗакрыть
Главная/ Мастер-классы/ Мастер-класс Галины Писаренко

Мастер-класс Галины Писаренко

Особенности вокального искусства
Йосси Тавор
Журналист, обозреватель по вопросам культуры

Галина Писаренко – ультимативная певица, мастер любого вокального жанра, будь то оперное пение или камерное. Несмотря на то, что она уже давно оставила концертные и оперные подмостки, невозможно говорить о ней в прошедшем времени. Она привнесла в оперный театр абсолютно личное видение каждого исполняемого ею образа. Вокальное совершенство, актерский талант и мастерское воплощение образа, благородство и интеллигентность – все это Галина Писаренко вынесла на сцену. Человек удивительной преданности и благородства, она бережно, чутко и верно хранит память своей учительницы и многолетнего наставника – Нины Львовны Дорлиак, супруги Святослава Рихтера. Галина Алексеевна с непреходящей теплотой вспоминает Евгения Колобова, дирижера, за которым она пошла безоглядно в «Новую оперу», оставив обжитую сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. С огромной нежностью она рассказывает и о своих учениках, многие из которых стали звездами мирового масштаба. Посмотреть мастер-классы с Галиной Писаренко – это большая честь и истинное наслаждение.

Галина Писаренко – выдающаяся певица, народная артистка РСФСР, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Путь в профессию обладательницы уникального лирико-колоратурного сопрано был непростым. Детство будущей певицы выпало на годы Великой Отечественной войны. Музыкальную от природы девочку бабушка отвела в Музыкальную школу имени Гнесиных, которую Галина окончила по классу фортепиано, так как вокального отделения в то время попросту еще не было. Затем поступила в Музыкальное училище при Московской консерватории на вокальный факультет, в класс замечательного педагога Нины Львовны Дорлиак – народной артистки СССР, которая стала для Галины Писаренко наставником на всю жизнь. В 1957 году молодая певица становится студенткой Московской консерватории.

Параллельно с обучением вокальному искусству Галина Писаренко поступила в Институт международных отношений, а спустя три года перевелась на экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, одновременно поступив еще и в Московский государственный институт иностранных языков имени М. Тореза. Галина Алексеевна вспоминает о том, насколько трудным было это время: ей приходилось учиться одновременно в трех вузах, много заниматься самообразованием, а также работать переводчицей. Все это, безусловно, помогло артистке в будущем, закалив волю, воспитав высокую самоорганизацию, а знание иностранных языков оказалось бесценным для ее вокальной карьеры.

Сразу после окончания консерватории в 1961 году Галина Писаренко становится ведущей солисткой Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, где она дебютировала в главной партии в оперетте Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена». Молодой певице посчастливилось работать на одной сцене с современниками В.И. Немировича-Данченко – Майей Леопольдовной Мельтцер, Марией Соломоновной Гольдиной, Надеждой Федоровной Кемарской. Театру имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Галина Писаренко посвятила около 30 лет своей жизни.

В 1991 году певица стала солисткой Московского театра «Новая опера», где она работала до 1996 года.

В репертуаре артистки свыше 40 оперных партий, а также огромное количество камерных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Она выступала с такими выдающимися дирижерами, как Кирилл Кондрашин, Роберто Бенци, Рудольф Баршай, Курт Зандерлинг, Дмитрий Китаенко, Владимир Кожухарь, Евгений Колобов, Курт Мазур, Евгений Светланов, Владимир Федосеев, с пианистами Антоном Гинзбургом, Святославом Рихтером, Марией Юдиной. Дискография певицы включает более 20 изданий, с ее участием снято несколько телевизионных фильмов.

Педагогическую деятельность Галина Писаренко начала практически одновременно с работой в театре: вначале как ассистент Нины Дорлиак, а затем, в 1976 году, как педагог Московской консерватории. Вот уже более 40 лет профессор Галина Алексеевна Писаренко с большим успехом занимается воспитанием молодых артистов. Музыкальный и педагогический талант Галины Алексеевны, а также ее подвижнический труд отмечены высокими наградами. Но главной наградой для мастера все же являются творческие достижения учеников, среди которых много лауреатов международных и всероссийских конкурсов, вокалистов с мировым именем. В их числе Гуля Азизова, Анастасия Бакастова, Ирина Ромишевская, Надежда Сердюк, Любовь Петрова, Татьяна Треногина, Асами Хаттори, Альбина Шагимуратова и многие другие.

Помимо работы в Московской консерватории Галина Алексеевна преподает в Американской летней школе музыки, является почетным профессором Афинской консерватории «Орфеон», проводит мастер-классы по вокальному мастерству в Греции, Эквадоре, Южной Корее, Польше, Австрии, Японии, Португалии и других странах мира, входит в состав жюри многих престижных музыкальных конкурсов в России и за рубежом, в частности Международного конкурса имени П.И. Чайковского, а также является президентом Московского общества любителей музыки Моцарта. Галина Писаренко – автор свыше 40 работ, посвященных различным аспектам вокального мастерства.

В представленном мастер-классе Галина Писаренко раскрывает важнейшие особенности вокального искусства. В своей работе с молодыми вокалистами Галина Алексеевна, как тонко чувствующий музыкант и актриса, уделяет огромное внимание созданию образа, помогая ученикам открывать его с психологической стороны. Поиск звука, выражающего именно внутреннее содержание и смысл, становится во главу угла в работе над произведением. Весьма значительную роль в исполнении любой музыки, как оперной, так и камерной, по мнению мастера, играет актерский аспект. Не остаются без внимания опытного педагога и вопросы грамотного выбора репертуара, многие технические приемы, которые касаются подачи тембра, правильного дыхания как основы насыщенности голоса, вокальной артикуляции. Эти тонкости вокального исполнительства, помогающие музыканту донести до слушателя всю полноту и красоту музыкального образа, Галина Алексеевна называет «маленькими вокальными хитростями».

Назад к разделу