МенюЗакрыть
Главная/ Мастер-классы/ Мастер-класс Владимира Овчинникова

Мастер-класс Владимира Овчинникова

Фортепиано и твоя яркая индивидуальность
Йосси Тавор
Журналист, обозреватель по вопросам культуры

Мне доводилось наблюдать Владимира Овчинникова в его самых разных ипостасях. В первую очередь, конечно, как концертирующего пианиста, вдумчивого интерпретатора, поэтичного художника, в то же время бережно и нежно относящегося к замыслу композитора. Я встречался с ним и в годы его директорства в Центральной музыкальной школе, которой он руководил пять лет, внося неоценимый вклад в сохранение традиций и развитие творческих возможностей этой легендарной кузницы талантов. Я сотрудничал с ним в жюри фортепианных конкурсов, где Владимир Павлович неизменно проявлял покоряющую тактичность и деликатность к мнению коллег, сохраняя при этом высшую объективность. Он замечательный педагог, востребованный во многих странах мира, любящий своих учеников и слушателей мастер-классов и, главное, любимый и почитаемый ими. В любой ситуации, в любом окружении, в любом месте он излучает благородство, интеллект, эрудицию и поразительную доброжелательность.

Владимир Овчинников – российский пианист, народный артист РФ, профессор Московской консерватории.

Родился музыкант в 1958 году в городе Белебей (Башкирия). В 1976 году окончил Центральную музыкальную школу, где учился у легендарного педагога Анны Даниловны Артоболевской. В 1981 году с отличием окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано. Его педагогом был выдающийся пианист, народный артист РСФСР, профессор Алексей Аркадьевич Наседкин. В 1985 году окончил ассистентуру-стажировку при Московской консерватории.

Широкое признание Владимир Овчинников получил благодаря победам на престижных международных конкурсах. В 1980 году он занял второе место на Международном конкурсе пианистов в Монреале (Канада), в 1982 году разделил второе место на VII Международном конкурсе имени П.И. Чайковского с английским пианистом Питером Донохоу (нужно отметить, что первая премия в тот год не была присуждена никому). Затем последовали победы на Международном конкурсе камерных ансамблей в Верчелли (Италия, 1984) и на Конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания, 1987). Потом состоялось его триумфальное выступление в Лондоне, где пианист был приглашен играть перед королевой Елизаветой. С тех пор Владимир Овчинников выступает в лучших залах мира, среди которых Большой зал Московской консерватории и Большой зал филармонии Санкт-Петербурга, Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Альберт-холл и Королевский фестивальный зал в Лондоне, Геркулес-холл и Гевандхаус в Германии, Мюзикферайн в Вене, Концертгебау в Амстердаме, Сантори-холл в Токио, театр Елисейских Полей и зал Плейель в Париже.

Пианист выступал и выступает с крупнейшими оркестрами мира: с Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром России, Королевским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Би-би-си (Великобритания), Шотландским королевским оркестром, симфоническими оркестрами Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга, оркестром Гевандхауса (Германия), Национальным оркестром польского радио, Гаагским резидент-оркестром, Оркестром радио Франции. Он принимал участие в фестивалях в Карнеги-холле и Голливуд-боуле (США), Эдинбургском и Челтенхемском фестивалях (Великобритания), Schleswig-Holstein Musik Festival (Германия), в Музыкальном фестивале в Стрезе (Италия), Международном фестивале «Би-би-си Промс» (Лондон), Международном конкурсе имени Вана Клиберна (Форт-Уорт, США) и других.

Партнерами пианиста в разное время были многие выдающиеся дирижеры: В. Ашкенази, Р. Баршай, М. Бамерт, Д. Бретт, А. Ведерников, В. Веллер, В. Гергиев, M. Горенштейн, И. Головчин, А. Дмитриев, Д. Конлон, Я. Крайцберг, А. Лазарев, Д. Лисс, Р. Мартынов, Л. Печек, В. Полянский, В. Понькин, Г. Рождественский, Г. Ринкявичюс, Е. Светланов, Ю. Симонов, С. Скровашевский, В. Федосеев, Г. Шолти, М. Шостакович, М. Янсонс, Н. Ярви.

Необыкновенно тонкая, чуткая исполнительская манера Владимира Овчинникова всегда вызывала восторженные отклики ценителей фортепианного искусства. Достаточно привести несколько цитат прессы после его выступлений в разных залах мира: «…Трудно было поверить, что не целый оркестр находится на сцене. Это было исполнение, которым мог бы гордиться сам Лист!» («Глазго Джералд», Шотландия); «…Необыкновенный пианист, воспитанный прекрасной русской школой и устремленный к самым высоким вершинам виртуозности» («Коррьере делла сера», Италия); «Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова – самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста – осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект» («Дейли телеграф», Великобритания).

Репертуар Владимира Овчинникова богат и разнообразен. Некоторые его работы записаны на компакт-дисках, в их числе: «Трансцендентные этюды» Ф. Листа, «Этюды-картины» С. Рахманинова, девять сонат и пьес из балета «Золушка» С. Прокофьева, выпущенные фирмой EMI; Первый фортепианный концерт Д. Шостаковича (с оркестром «Филармония» под управлением М. Шостаковича) и «Картинки с выставки» М. Мусоргского, выпущенные фирмой Collins Classics; сонаты Э. Грига для скрипки и фортепиано в ансамбле с А.Е. Винницким (скрипка), выпущенные фирмой «Русские сезоны».

Педагогической работой Владимир Овчинников занимается на протяжении всей своей профессиональной жизни. С 1993 по 1996 год он преподавал в Королевском Северном музыкальном колледже в Великобритании. С 1996 года преподает в Московской государственной консерватории. В 2011–2016 годах был директором Центральной музыкальной школы. Также Владимир Овчинников является членом жюри различных международных конкурсов, с 2000 года возглавляет Ассоциацию лауреатов Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

В своей работе с учениками Владимир Павлович продолжает лучшие традиции отечественной пианистической школы, раскрывая в них не только музыкальные и технические качества, но и яркую исполнительскую индивидуальность.

Назад к разделу