МенюЗакрыть
Главная/ Мастер-классы/ Мастер-класс Дмитрия Башкирова

Мастер-класс Дмитрия Башкирова

Игра на фортепиано. Техника, внимание и отдача
Йосси Тавор
Журналист, обозреватель по вопросам культуры

Побывать на мастер-классе пианиста Дмитрия Башкирова, даже в качестве свободного слушателя, – истинно интеллектуальное и эмоциональное удовольствие. Это спектакль одного актера, предназначенный как для студента-пианиста за роялем, так и для публики вокруг. На вас буквально низвергаются масса информации, яркие ассоциативные сравнения и параллели, неожиданные решения и впечатляющий результат. Он истинный поэт звука, поражающий всех чутким прикосновением к клавиатуре и изумительной, бисерной техникой беглости. Правда сегодня, на девятом десятке лет, он демонстрирует это крайне редко и только в узком кругу. Его мастер-классы во многих странах мира уже давно заслужили огромное признание. Среди его учеников немало известных пианистов, таких как Дмитрий Алексеев, Николай Демиденко, Денис Кожухин, Аркадий Володось и других. Он продолжает преподавать и давать мастер-классы.

Дмитрий Александрович Башкиров – один из корифеев русской фортепианной школы, народный артист РСФСР, лауреат Международного конкурса имени Ж. Тибо и М. Лонг в Париже, заслуженный профессор шести консерваторий мира.

В числе международных наград Дмитрия Башкирова «Орден короля Альфонса X» за заслуги в области культуры и образования (Испания), почетная медаль Мадридского университета, почетная медаль Роберта Шумана, почетный знак Рурского фестиваля пианистов в Германии, звание почетного профессора Шанхайской консерватории.

Дмитрий Башкиров родился в Тбилиси. Значительная часть творческой и педагогической биографии пианиста связана с Московской консерваторией, где он учился в классе профессора А.Б. Гольденвейзера. Под руководством Александра Борисовича Дмитрий Башкиров закончил аспирантуру и начал свою педагогическую деятельность в качестве его ассистента. В 1977 году Дмитрий Башкиров становится профессором Московской консерватории.

Началом международного признания пианиста стала победа на Международном конкурсе имени Ж. Тибо и М. Лонг в Париже в 1955 году. С тех пор каждый концерт Дмитрия Башкирова – это не просто яркое событие, а своего рода музыкальное таинство, в котором пианист, благодаря своей тонкой творческой интуиции, каждый раз проникает в движение души композитора и передает его в звучании с необычайной эмоциональной искренностью. При этом Дмитрий Александрович всегда очень чуток к реакции публики.

Педагогический талант Дмитрия Башкирова получил широкое международное признание. В 1987 году он становится одним из основателей и профессором Высшей школы имени Королевы Софии в Мадриде, с 1992 года – профессором Музыкальной академии на озере Комо в Италии. Дмитрий Александрович постоянно проводит мастер-классы в России и за рубежом, участвует в жюри самых крупных и престижных международных музыкальных конкурсов.

Не так давно Дмитрий Башкиров объявил о завершении своей концертной деятельности и полностью сосредоточился на педагогике. В числе учеников Дмитрия Башкирова: Дмитрий Алексеев, Николай Демиденко, Данг Тхай Шон, Вадим Руденко, Станислав Юденич, Эльдар Небольсин, Луис Фернандо Перес, Давид Кадуш, Денис Кожухин, Аркадий Володось и многие другие.

Дмитрий Александрович – довольно строгий и требовательный преподаватель, при этом он дает ученику максимум информации и требует от него максимальной отдачи. Только так, по убеждению мастера, из молодого человека можно вырастить и пианиста, и педагога, и хорошего музыканта.

В фортепианной игре важно проявлять внимание к каждой фразе, к каждому звуку, не теряя при этом из виду музыкальное целое исполняемого произведения. А для этого необходимо вчувствоваться в то, что хотел передать композитор. Все это требует упорного и кропотливого труда.

В работе над музыкальной фразой Дмитрий Александрович призывает добиваться как технической точности игры, так и поиска особого музыкального «произношения».

Как достичь выразительности и цельности фразы? Дмитрий Башкиров делится своими секретами исполнительского мастерства. Начиная фразу, нужно сразу слышать ее до самого конца. Целостность фразы задается неким звуковым «скелетом», состоящим из опорных нот, которые держат фразу так, «как держат нас кости позвоночника».

Много внимания педагог уделяет чуткости прикосновения пальцев к клавишам. Эту черту пианист унаследовал от своего первого преподавателя в музыкальной школе при Тбилисской консерватории – Анастасии Давыдовны Вирсаладзе.

Важной стилевой чертой пианизма Башкирова, которую он развивает и в своих учениках, является использование всех возможностей современного рояля при исполнении музыки барокко и классицизма.

Со всеми тонкостями и нюансами педагогической работы Дмитрия Башкирова можно познакомиться в представленном мастер-классе на примере работы над исполнительской интерпретацией Итальянского концерта Фа-мажор И.С. Баха, а также Транскрипции Сарабанды и Чаконы из оперы Г.Ф. Генделя «Альмира» Ф. Листа.

Назад к разделу