В Кремле состоялся торжественный вечер в честь 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года
Кавалеры во фраках и парадных мундирах, дамы в платьях в стиле ампир – всё, согласно моде XIX века. В Кремлевском Дворце прошел торжественный бал в честь 200-летия победы России в войне с Наполеоном.
Традицию устраивать вечера во славу её героев ввел Император Александр Первый. Роскошью и размахом первый подобный бал поразил всех ещё в 1815-м году, во время проведения Венского конгресса.
Нынешний собрал в Кремле потомков участников событий 1812-го года. Рассказывают «Новости культуры».
Праздничный бал в тронном зале Большого Кремлёвского дворца по традиции начинается с полонеза. И хотя этот «Торжественный полонез» для оперы «Евгений Онегин» Чайковский написал лишь спустя 66 лет после победы русского оружия над Наполеоном, — это единственное и, пожалуй, абсолютно несущественное несоответствие блестящей эпохе.
«Я в мундире русского генерала эпохи 1812 года, – рассказывает президент международной военно-исторической ассоциации Александр Валькович. – Я в бальной форме, то есть не в ботфортах, а в кюлотах, чулках и башмаках».
А вот если бы российский генерал на этот бал пожаловал в ботфортах – танцевать, по этикету, ему было бы запрещено. Но эти гости знакомы не только с жесткими бальными правилами. Для каждого из них история Отечественной войны 1812 года – это история семьи.
«Очень большую известность получил Яков Алексеевич Потемкин, тоже мой пращур, – говорит член Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года Алексей Олферьев. – Он командовал 48-м егерским полком, сражался от границы России до Москвы, в Бородинском сражении был в резерве, а вот после Бородинского – сдерживал натиск Мюрата».
Среди гостей – Павел Эдвардович Куликовский-Романов – трижды правнук императора Александра Первого.
«Мне сложно судить, изменилось ли представление об Александре Первом сегодня, – признается Павел Куликовский-Романов. – Но, конечно, будучи частью этой семьи, я понимаю: достижения императора признаны не до конца. Должен быть памятник, венчающий его славную победу – не только в Отечественной войне, но и в освобождении всей Европы».
А вот заслуги пращура Людмилы Вадимовны уже никто под сомнение не ставит. Ее прапрадед был четвероюродным братом Михаила Кутузова. Вместе со знаменитой фамилией в этой семье из поколения в поколение передаются и некоторые вещи генерала-фельдмаршала.
«Лорнет у меня есть, печать хрустальная с гербом, есть у меня записанная книжка, вышитая бисером, – перечисляет Людмила Голенищева-Кутузова. – Я думаю, это оттуда мне досталось».
Обществу потомков участников Отечественной войны 1812 года – почти сто лет. В советское время оно было лишь кружком единомышленников. Сегодня в составе официальной организации – более трех сотен человек. Возглавляет ее Виссарион Алявдин, потомок генерал-майора Ивана Ушакова, защитника Багратионовских флешей во время Бородинского сражения.
«Он во главе своего полка контратакой в очередной раз выбил французов из флешей, но был ранен тяжело, ему оторвало ногу выше колена, он ее лишился, – рассказывает Виссарион Алявдин. – И естественно выбыл из строя, но не ушел в отставку, лечился и уже нагнал в Европе свой полк. Как командир полка и вошел в Париж во главе своего полка».
Члены общества потомков героев Наполеоновских войн уверяют – у каждого из нас есть пращуры-герои. Своим примером они хотят показать: нужно только приложить усилие, восстановить генеалогическое древо и тогда история большой страны – станет историей каждого.