Менее чем за три часа в Москве вручили 52 «Золотые маски»
Менее чем за три часа в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко вручили 52 «Золотые маски». Церемония прошла очень динамично, в атмосфере редкого зрительского воодушевления.
На церемонию пришла практически вся театральная Москва. Прежде всего ведущие вечера Александра Урсуляк и Александр Молочников пригласили на сцену генерального директора «Золотой маски» Марию Ревякину. Она призвала собравшихся «обойтись без судебных разбирательств, без табу и без погромов». На эту фразу зал откликнулся аплодисментами.
«Легкий жанр»
Первыми назвали лауреатов, выдвинутых на премию в так называемом «легком жанре», который в основных номинациях значится как «оперетта/мюзикл».
Победителем здесь вышел спектакль «Чаплин» Театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга. За эту постановку отмечены исполнители женской и мужской ролей Мария Лагацкая-Зимина и Евгений Зайцев. Последний, обращаясь к залу, сказал, что прежде всего благодарен за «Маску» своему вдохновителю — Чарльзу Спенсору Чаплину.
Лучшей работой режиссера в оперетте/мюзикле признана «Машина» Владимира Панкова (Гоголь-центр). В номинации «Лучшая работа дирижера в оперетте/мюзикле» премия не присуждалась.
Опера и балет
Точным попаданием, судя по реакции зрительного зала, стало награждение лучшего балетного спектакля — «Укрощение строптивой» Большого театра. В номинации «Лучший спектакль в современном танце» победил «Эскпонат/Пробуждение» Александринского театра Санкт-Петербурга.
За лучшую женскую роль в балете и современном танце отмечена Екатерина Крысанова, сыгравшая в «Укрощении строптивой» ГАБТа. За этот же спектакль премию получил Владислав Лантратов.
Павел Клиничев удостоился награды за лучшую работу дирижера в балете и современном танце («Цветоделика», Театр оперы и балета Екатеринбурга). Эта же постановка принесла победу балетмейстеру Вячеславу Самодурову.
Затем раздавали «Маски» в разделе «Опера». Эта миссия была поручена худруку «Геликон-оперы» Дмитрию Бертману. «Опера становится главным ньюсмейкером, — сказал он. — В ней происходят революции, и, как выясняется, на сегодняшний день это совсем не скучный жанр».
Абсолютной победительницей среди оперных спектаклей вышла «Королева индейцев» Театра оперы и балета имени Чайковского Перми. Она принесла победу дирижеру Теодору Курентзису, режиссеру Питеру Селларсу. Лучшей женской ролью в опере сочли работу Надежды Кучер в той же «Королеве индейцев».
За лучшую мужскую роль в опере отметили Дмитрия Белосельского («Дон Карлос», Большой театр).
Драма
«Вишневый сад» Малого драматического театра — Театра Европы (Санкт-Петербург) стал лучшим российским драматическим спектаклем большой формы. Лучшим режиссером в драме стал Юрий Бутусов, поставивший «Три сестры» в Театре имени Ленсовета (Санкт-Петербург). Как лучшая исполнительница женской роли в драме награждена Ксения Орлова («Возмездие 12», московский Центр драматургии и режиссуры). В мужской номинации победил Игорь Миркурбанов, сыгравший в спектакле «Карамазовы» МХТ имени Чехова. Это стало для него полной неожиданностью. «Так долго уговаривал себя не расстраиваться, что не подготовился к восторгу», — признался актер.
Что касается лучшего драматического спектакля малой формы, то здесь призером стала постановка «Жизнь за царя» в «Театро ди Капуа» (Санкт-Петербург). В конкурсе «Эксперимент» победил спектакль «Петр и Феврония Муромские» московского театра «Практика». Принимая награду, авторы постановки заметили, что премия нашла героя, поскольку «представить текст 16-го века в сегодняшней эстетике — уже смелый эксперимент».
Мольер и «Тангейзер»
Лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России, признан «Тартюф» берлинского театра «Шаубюне» в постановке Михаэля Тальхаймера. Режиссер напомнил, что 10 лет назад получил свою первую «Маску». За новую награду он поблагодарил «господина Мольера — замечательного драматурга, который всю жизнь боролся с цензурой в театре». По словам Тальхаймера, «спустя 200 лет он и сегодня напоминает нам о необходимости свободы в театре».
Министр культуры РФ Владимир Мединский и актриса Дарья Мороз вручали премию в номинации «За поддержку театрального искусства России». Когда Мединский появился на сцене, из зала громко выкрикнули: «Верните «Тангейзер», — зал поддержал эту фразу долгими аплодисментами.
«Всегда надеялся, что выход министра культуры вызовет в зале овацию», — парировал Мединский и продолжил объявлять номинантов.
Почетные призы
По традиции под занавес церемонии вручили призы в самой почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
В частности, их удостоены балерина, народная артистка СССР Майя Плисецкая, актер театра и кино, народный артист СССР Армен Джигарханян, художественный руководитель Московского театра имени Моссовета, народный артист РФ Павел Хомский и другие. Из зарубежных мастеров такую же награду получил выдающийся немецкий режиссер Петер Штайн.
«В Москве я чувствую себя как дома, — сказал немец. — Я учился у русских мастеров, и великие мгновения своей творческой биографии я пережил в российской столице. Премия делает меня благодарным и гордым за то, что я в какой-то степени смог вернуть то, что дала мне русская культура».
Источник: ТАСС. Информационное агенство России