Большой театр впервые представит премьеру оперетты Шостаковича «Москва, Черемушки»
Режиссером выступил Иван Поповски
Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) на своей Камерной сцене имени Бориса Покровского покажет в четверг премьеру оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки» в постановке режиссера Ивана Поповски. Об этом сообщила ТАСС пресс-атташе театра Катерина Новикова.
«Сегодня впервые в Большом театре, на его Камерной сцене прозвучит настоящий раритет — единственная оперетта Дмитрия Шостаковича, «Москва, Черемушки». Ее постановку осуществил режиссер Иван Поповски. Ученик Петра Фоменко, он прославился своими работами как в драматическом, так и в музыкальном театре. В Большом театре он дебютировал в 2005 году постановкой оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева. И вот теперь выступил в легком жанре», — сказала Новикова.
По ее словам, за дирижерский пульт встанет дирижер ГАБТ, многократный лауреат премии «Золотая маска» Павел Клиничев. Сценическое пространство для музыкальной комедии в трех действиях создал архитектор Сергей Чобан. «Это уже вторая его работа в Большом, в 2019 году он оформил спектакль «Телефон. Медиум» также на Камерной сцене», — уточнила собеседница агентства.
«Исполнителями ролей выступают Александр Полковников, Юрий Сыров, Наталья Риттер, Ирина Хрулева, Виктор Боровков, Александр Колесников, Анастасия Сорокина, Екатерина Ферзба, Василий Соколов, Азамат Цалити, Захар Ковалев, Валерий Макаров и другие», — перечислила пресс-атташе.
Начинающаяся 25 марта серия премьерных показов продлится до 28 марта, добавила она.
Об оперетте Шостаковича
Как Новикова напомнила, из исторических источников известно, что Шостакович принялся за написание оперетты в сентябре 1957 года «по неотступным, настоятельным просьбам» главного дирижера Московского театра оперетты Григория Столярова и завершил работу над ней в октябре 1958 года.
«Артист Московского театра оперетты Григорий Ярон вспоминал: «Я, как и все, ждал сложнейшую «шостаковичевскую» музыку с острейшими гармоническими комбинациями. А это была сама простота. Но сколько в этой простоте было вкуса и благородства. Труппа с первого дня полюбила эту музыку. Настоящий фурор она вызвала внутри театра, когда актеры услышали ее в исполнении оркестра. Музыка Шостаковича улыбалась, хохотала, танцевала, издевалась, шалила, а иногда чуть-чуть грустила», — процитировала собеседница агентства.
Премьера состоялась в Московском театре оперетты 24 января 1959 года. Вскоре последовали спектакли в Ростове-на-Дону, Одессе, Свердловске, Братиславе, Праге, Магадане, Загребе, в ряде городов ГДР и Чехословакии. А через два года на основе оперетты был снят фильм «Черемушки» (режиссер Герберт Раппапорт).
«Сам композитор по поводу своего столь сенсационного обращения к жанру оперетты говорил: «Я считаю, что настоящий композитор должен попробовать свои силы во всех жанрах», — продолжила исторический экскурс пресс-атташе ГАБТ.
Она отметила, что сюжет оперетты «Москва, Черемушки» был абсолютно злободневным. «В основе либретто Владимира Масса и Михаила Червинского — комические перипетии, связанные с массовым переселением из старых коммуналок в новые жилые кварталы. Тогда квартирный вопрос был особенно актуален, причем не только для москвичей», — пояснила Новикова. «Оперетту отличает живое действие, ясность и простота музыки, обилие цитат. Шостакович использует разнообразные музыкальные формы: здесь и городской романс, и галоп, и дивертисмент, и множество танцевальных жанров», — добавила она.
О новой постановке
Свой комментарий по поводу новой постановки оперетты «Москва, Черемушки» и ее актуальности дал режиссер Иван Поповски, принявший участие в предварившем премьеру пресс-брифинге.
«Шостакович. Уникальная музыка. Либо она тебя заводит, тебе радостно, ты улыбаешься, как-то даже пританцовываешь, либо смотришь как-то со стороны. Мне хочется улыбаться», — заявил журналистам Поповски.
При этом он уточнил, что сначала предложение поставить оперетту его смутило. «Но что тут хитрить, пусть Камерная сцена, но все-таки Большого театра, — продолжил он. — Что касается оперетты, это мой первый опыт, а мне нравится пробовать. И кстати, сам Шостакович говорил, что избавился от снобистского отношения к искусству и любит музыку всех жанров, лишь бы это была настоящая музыка».
Режиссер заявил, что никакой политики в его спектакле нет. «Герои остаются в хрущевской эпохе, живут в такой радостной, в какой-то степени наивной истории времен оттепели — периода надежд и света. Мне кажется, сегодня этого не хватает. Сейчас все время в маске, так надоело. Обычно приходишь в театр, обнимаются все, радуются, а тут — нельзя. И вот спектакль об этом — о любви, о радости жизни, о теплоте», — сказал Поповски.
Своим мнением также поделился с журналистами дирижер Павел Клиничев. «В этой новой постановке Большого театра есть три больших плюса, — считает он. — Это музыка Шостаковича, которая является как бы каркасом, цементирует все. Второй плюс — приглашение Ивана Поповски, который очень изобретательно структурирует постановку. И третий плюс, конечно, сами исполнители. Они и актеры, и певцы, и танцоры». «И лирика соседствует с каким-то даже хулиганством. И это настолько ярко и броско, что просто не может быть исполнено плохо», — убежден дирижер.
Актеры тоже высказались по поводу спектакля. «Мы все очень волнуемся, потому что для многих это дебют в жанре оперетты», — сказал тенор Валерий Макаров. «А что касается квартирного вопроса, затронутого в оперетте «Москва, Черемушки», я думаю, для артистов этот вопрос всегда актуален. Я сам из Самары, там родился, вырос. В Москве живу всего четыре года, и только год назад приобрел здесь квартиру в Кузьминках. Это тоже похожий район, который не так давно появился», — с улыбкой отметил певец.
Источник: Информационное агентство ТАСС.