120 лет исполнилось со дня премьеры балета «Щелкунчик»
18 декабря 120 лет назад на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».
В 1890 году русский композитор Петр Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на двухактный балет. Для балета композитор избрал известную сказку немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» из сборника «Серапионовы братья». Сказка была использована не в подлиннике, а в пересказе французского писателя Александра Дюма‑отца под названием «История Щелкунчика». Чайковский сначала сам письменно изложил сюжет «Щелкунчика», затем приступил к совместной работе с хореографом Мариусом Петипа, сделавшим балетмейстерскую экспозицию.
В течение января и февраля 1892 года Чайковский закончил и оркестровал балет. В марте того же года в одном из симфонических концертов Русского музыкального общества с большим успехом была исполнена сюита из музыки к балету под управлением композитора.
По сценарию и подробным указаниям тяжело заболевшего Петипа постановку «Щелкунчика» осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов. Репетиции балета начались в конце сентября 1892 года.
Премьера балета «Щелкунчик» состоялась 18 (6 по старому стилю) декабря 1892 года на сцене Мариинского театра.
В первоначальном варианте героиня балета именовалась Кларой, позже ее стали называть Машей (по версии Дюма, девочку называли Мари).
Партию Клары в первой постановке «Щелкунчика» исполнила балерина Станислава Белинская, партию Фрица — Василий Стуколкин, Щелкунчика — Сергей Легат, феи Драже — Антониетта Дель‑Эра, принца Коклюша — Павел Гердт, Дроссельмейера — Тимофей Стуколкин. Музыка звучала под управлением итальянского дирижера Риккардо Дриго.
Постановка просуществовала около 30 лет. После Октябрьской революции, в 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Федором Лопуховым, который в 1929 году создал новую хореографическую версию.
В 1934 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр) балетмейстер Василий Вайнонен осуществил новую постановку балета «Щелкунчик». В спектакле была использована новая техника классического танца, которой не было во времена Чайковского и Петипа.
В балете присутствовали фантастические фокусы, яркие куклы и горящая праздничными огнями елка, созданная художником Владимиром Дмитриевым. Партию Маши исполнила Галина Уланова, партию Щелкунчика‑Принца — Константин Сергеев, за дирижерским пультом был маэстро Евгений Мравинский.
Позже постановка была перенесена на сцены многих театров. В 1939 году «Щелкунчик» Вайнонена был поставлен в Большом театре в Москве, где до этого времени ставились одноименные балеты в редакции хореографов Александра Горского в 1919 году и Льва Иванова в 1932 году.
12 марта 1966 года в Большом театре состоялась премьера балета «Щелкунчик» в постановке хореографа Юрия Григоровича. Балетмейстер совместно с художником Симоном Вирсаладзе смог превратить «Щелкунчика» из детской сказки в философские раздумья о недостижимости идеального счастья, его балет стал классикой ХХ века.
В настоящее время, по традиции, в канун Нового года балет «Щелкунчик» присутствует в репертуаре различных ведущих театров страны. Билеты на «Щелкунчик» стали, без преувеличения, традиционным новогодним подарком в среде любителей классического искусства.
В конце 2012 года — начале 2013 года зрители могут увидеть «Щелкунчик» в Большом театре в постановке Юрия Григоровича, Мариинском театре — в редакции Василия Вайнонена.
Источник: РИА новости