МенюЗакрыть
Главная/ Новости/ Новости партнеров и благополучателей/ О премьере спектакля «Афазия. Помогите найти человека»

О премьере спектакля «Афазия. Помогите найти человека»

15 марта, 2022

В прошедшую пятницу на сцене Учебного театра Екатеринбургского государственного театрального института состоялась премьера спектакля «Афазия. Помогите найти человека» от студентов творческих вузов России. Это история о поиске человека – в толпе или в себе, и о побеге от реальности в желании быть свободным.

О премьере спектакля «Афазия. Помогите найти человека»

Опорным материалом для постановки стала пьеса Анны Кизиковой, выпускницы Екатеринбургского государственного театрального института отделения «‎Драматургия» под руководством Николая Коляды. В качестве режиссера выступил студент пятого курса Российского института театрального искусства (ГИТИСа) Иван Рубцов, художником-постановщиком стала студентка пятого курса Российского государственного института сценических искусств Евгения Хасанова, а роли исполнили учащиеся четвертого курса ЕГТИ.Действие начинается с работы красных и синих софитов – на сцену выходят герои, но мы видим только силуэты, обрамленные цветным светом. Они распределяются в игровом пространстве, похожем на ступени амфитеатра, – пафосный и претенциозный прием. Правда, драматическая атмосфера легко слетает, как только включается основной свет. И вот мы уже не театральные зрители, а свидетели съемочного процесса какого-то клишированного ТВ-шоу.

История разворачивается в Екатеринбурге. 17 октября 2020 года главная героиня Лида (Евгения Бурмака) потеряла своего молодого человека Славу (Андрей Папшев). В буквальном смысле. В один из вечеров после громкой ссоры она, стоя на улице, увидела, как в последний раз гаснет свет в их квартире. Слава бесследно исчез. Лида испробовала все официальные и неофициальные каналы поиска, и, спустя год, выход в телевизионный эфир остался последней ее возможностью обратиться к возлюбленному.

Нам всем знакомы эти передачи: у них бешеные рейтинги, они занимают прайм-тайм, гости кричат, плачут и дерутся. Авторы таких проектов смакуют злободневную тему, управляют гостями, как марионетками, и делают фееричное зрелище из человеческой беды. По приметам жанра режиссер спектакля Иван Рубцов и художник-постановщик Евгения Хасанова сконструировали подобное шоу в сценических реалиях. Лицом зла и подстрекателем, как и положено, стал ведущий: очки, аккуратная прическа, деловой пиджак. Узнаваемый образ, правда? Ничем не отличается и наш герой (Арсений Чудецкий). Разве что костюм у него в мелкую клетку – недопустимая для телевидения оплошность, ведь картинка будет рябить. Впрочем, и сам ведущий – та еще рябь, раздражение глаз и слуха. Он выхватывает слово, снует между героями, докручивает их монологи, навязывает персонажам реплики и даже мысли «‎под формат». Он знает, какого зрелища жаждет аудитория по другую сторону экрана, и умело поджаривает там, где должно быть погорячее. В какой-то момент зал принимает правила игры – аплодирует в нужных местах, отражая формат ток-шоу.

Участники передачи вышли в эфир в плотных масках на все лицо. Маски они снимут поочередно, когда у них появится возможность говорить. За пластиковым лицом мог бы оказаться кто угодно – личность героев не так важна, ведь они пришли сюда не чтобы помочь делу. Но зачем? К примеру, прорекламировать авторский курс по раскрытию женской природы, станцевать стриптиз или спеть – каждый использует дорогое эфирное время как возможность распушить хвост. Герои, опять же, получились типичными для телевидения: женщина средних лет, с провинциальным шиком одетая в блестящее платье, – мать потерявшегося Славы (Алена Вихарева), гоповатый и туповатый пацан в спортивках – друг главного героя Максим (Иван Гилев), скромная девушка-следователь, готовая в нужный момент расстегнуть декольте (Екатерина Малых), и руководитель поискового отряда с профдеформированными речевыми интонациями (Наталья Епонешникова). Молодые актеры вдумчиво поработали с персонажами – образы вышли колоритными и абсолютно разными. Правда, к концу действия все они оказываются в общей ТВ-мешанине, теряют свою хоть и не очень ценную, но все же идентичность, и существуют в эфире по заданным правилам. Если герой сказал то, что хотел слышать зритель, он получает метафоричный леденец на палочке. Улыбайся, кивай, смотри в камеру.

Над хореографией спектакля работал артист екатеринбургского театра «‎Провинциальные танцы» Антон Шмаков. Пластические этюды повышают градус абсурда и все больше уводят зрителя от линии повествования. Мы уже не помним, как и зачем оказались замешаны в этой игре. Герой на сцене, Максим, снимает танцы других персонажей на телефон – то же самое делают и зрители в зале. Нам уже не нужен театр. Подобно потребителям провокационных медиа мы ждем развития шоу. И этого развития все же не хватило.

На фоне вульгарных плясок, вымученной мимики и высокопарных фраз Лида выделяется своей естественностью. Кажется, она здесь единственная настоящая, и только ей важно найти пропавшего парня. Евгения Бурмака, несмотря на собственную внешнюю хрупкость, наделила героиню сильным характером, смелостью говорить или даже кричать. И хоть у актрисы временами срывается голос и не хватает дыхания на эмоцию, мы охотно ей верим. В этом фриковом цирке хочется верить хоть кому-нибудь, зацепиться и крепко держаться за любое проявление искренности. Ведь если не она, тогда зачем все это?

Финал истории раскрывать не будем – это было бы слишком агрессивным спойлером. Скажем только то, что по ходу действия спектакль превращается в трагикомедию, проявляются проблемы одиночества и инфантильности. Мы видим, как герои стремятся сбежать от реальности, но в то же время хотят быть услышанными. Афазия – неспособность связно выражать мысли и распознавать вербальные и невербальные внешние сигналы. И если все герои шоу, помимо Лиды, потерялись в этом диагнозе, то задача осмыслять и анализировать возлагается на плечи зрителя. А что ему делать с приобретенными выводами – история закадровая.

Спектакль «Афазия. Помогите найти человека» зародился еще в июле на Региональной лаборатории «Мастерская_Театр_Урал «Твоё время». Полномасштабная работа над постановкой заняла три месяца, из которых месяц ушел на активный репетиционный процесс. Зритель сможет увидеть спектакль на сцене Учебного театра ЕГТИ и Коляда-театра, показы планируются два раза в месяц.

Источник: Культура Екатеринбурга