МенюЗакрыть
Главная/ Новости/ Новости Фонда/ Владимир Шевельков рассказал об актёрстве как стиле жизни на мастер-классе Лаборатории театра и фольклора

Владимир Шевельков рассказал об актёрстве как стиле жизни на мастер-классе Лаборатории театра и фольклора

04 марта, 2022

28 февраля состоялась онлайн-трансляция очередной познавательной лекции из цикла «Мастера театра и кино». Проект реализуется Региональной молодёжной Лабораторией театра и фольклора, созданной НФПП. Из лекции заслуженного деятеля искусств России Владимира Шевелькова об актёрской профессии зрители почерпнули немало полезного и интересного.

Владимир Шевельков рассказал об актёрстве как стиле жизни на мастер-классе Лаборатории театра и фольклора

Владимир Шевельков – известный актёр театра и кино. Популярность пришла к нему в 1979 году после фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Но самыми запомнившимися его ролями остаются, пожалуй, Никита Оленев в фильме «Гардемарины, вперёд!», после съёмок в котором актёр стал кумиром многих женщин, и Фрэнсис Морган в картине «Сердца трёх». Кроме того, он является кинорежиссёром, сценаристом, продюсером, клипмейкером, телеведущим, преподаёт актёрское мастерство во ВГИКе.

Неудивительно, что человека с таким внушительным творческим багажом буквально «завалили» вопросами. Студенты, начинающие артисты и режиссёры заранее зарегистрировались на сайте folk-lab.ru, чтобы получить возможность расспросить Шевелькова обо всём, что их интересует. Гость студии дал молодым людям ценные практические советы, которые помогут многому научиться. Лекция транслировалась на портале «Культура.РФ» и на сайте Лаборатории театра и фольклора. Ведущим беседы по традиции выступил художественный руководитель Лаборатории, актёр театра и кино Максим Линников.

«Актёр – не профессия, а скорее вера или стиль жизни» – это высказывание Шевелькова стало определяющей темой разговора. Базовой вещью в актёрстве он назвал веру и степень погружения в фантазию – это умение, по его словам, говорит об уровне таланта. Главное же качество успешного артиста, которое нужно развивать, считает Владимир Алексеевич, – внимание, умение концентрироваться на деталях.

«Если западных актёров учат памяти расположения рук, ног, поворота головы в кадре и так далее, то у нас в России – нет. И, когда снимают дубли, то очень мешает, например, если герой сцены поменял руки или смотрит не туда», – поясняет Шевельков. В то же время он отмечает, что нашего артиста можно попросить поменять градус эмоционального отношения к партнёру на съёмочной площадке, а иностранца – нет: «Видимо, он думает о руках и ногах и поэтому «заваливает» сцену», – иронизирует Владимир Алексеевич.

Гость поделился, что за период актёрской деятельности успел сыграть в более чем 40 кинокартинах. В 1992 году он на целых 12 лет расстался с кинематографом. Занялся рекламой, созданием клипов, а затем сериалов, и таким образом вернулся в кино. «Сняв вторую свою картину, я понял, что режиссура мне интереснее, – признаётся Шевельков. – Когда я набрал большое количество ролей, то понял, что не хочу больше говорить чужими словами».

«Сейчас я чувствую себя комфортно в кинорежиссуре. Может, возраст пришёл, мне 60 лет, – продолжает Владимир Алексеевич. – У меня есть два принципа: первый – если я что-то решил, то это ничего не значит. И второй: если я снял какую-то сцену, которая мне очень нравится, я без проблем от неё откажусь, если она не вписывается в картину, не является опорной. Важен конечный результат».

Когда мастера спросили, как он подходит к кастингу актёров, он ответил, что как режиссёр прежде всего обращает внимание на внешность – соответствует ли она роли. Затем разговаривает, провоцируя человека на реакцию, чтобы посмотреть, как он смеётся, дышит, жестикулирует. После этого проверяет, умеет ли артист сохранить те же эмоции при вхождении в образ.

«Рекомендую приходить на кастинг не просто поучаствовать, а для того, чтобы его выиграть, – сказал Шевельков. – Не нужно волноваться, попадать в зависимость от химических реакций организма, лучше перевести волнение в адреналин, обернуть на пользу. Если тебя пригласили – значит, ты им нужен».

Также мэтр дал советы на тему того, как правильно записать видео-визитку. Во-первых, стоит делать это в том настроении, в каком находишься сейчас, показать, что чувствуешь на данный момент. Быть самим собой. «Визитка – скоропортящийся продукт, их надо записать не одну и не две, а тысячу в жизни и выбрать нужную при необходимости, – говорит Владимир Шевельков. – Плюс надо следить за светом: он должен быть мягким, ровным, контровым – как в «Джоконде».

Рассказывая о своём опыте, мастер вспоминал, что в актёрстве у него было два больших учителя: Александр Романцов, игравший Яго в фильме-опере «Отелло», и Ада Роговцева, исполнявшая роль матери в картине «Было у отца три сына». А из режиссёров выделил Владимира Мотыля («Белое солнце пустыни»), к которому однажды попал на пробы. «Я ходил за ним две недели потом, – признался Шевельков. – Впервые в жизни хотелось просто находиться в его атмосфере, не помню даже, о чём мы тогда говорили».

У Владимира Алексеевича своеобразный взгляд на личную жизнь артиста: он считает, что творческие люди не имеют права на семью – во-первых, она отвлекает от работы, а во-вторых, актёр вынужден содержать её и нередко соглашаться на любые роли ради заработка. «Но веселиться, делать ошибки, гореть – надо. И нести ответственность за своих детей, – отмечает мэтр. – В профессии актёра нет поблажек: ты должен быть всегда ответственным, голодным, в тонусе. Не пить, не курить, не встречаться с девушками перед съёмками. Иначе это рано или поздно скажется на работе. Нужно настраивать себя как инструмент, чтобы ты мог, как на клавише в пианино, вызывать у себя определенную эмоцию».

Шевельков дал ценный практический совет начинающим актёрам: «надо заходить не только со стороны Станиславского, но и Павлова. Недавно один студент спрашивал меня, как научиться плакать по заказу. Я сказал: вы не можете вызывать всё время слезы, представляя какие-то мраки, иначе рано или поздно сойдёте с ума. Слёзы могут быть и из другой области тоже – соринка в глазу, смех, икота, щекотка. Найдите в себе способ появления чувств не из эмоций, а из тела, чисто технически».

Также он рассказал, что делать, если партнёр по фильму старше или маститый актёр, и сложно разговаривать с ним на равных: нужно просто представить, что ему 5 или 10 лет. Кроме того, посоветовал учиться молчать в кадре – по мнению Шевелькова, сейчас актёры разучились это делать, и не знают, куда себя деть, если в сцене или роли нет текста.

Прозвучало ещё несколько советов: «Первое: следует помнить, что раз ты пошёл в актёры, то ты наглец от природы. И соответствуй этому. Второе: успех может прийти в 15 лет, а может в 60. И третье: надо сто раз подумать – идти в актёры или нет, – сказал Владимир Шевельков. – Если нет работы, то практикуйтесь: идите на площадь, читайте стихи. Надо быть постоянно готовым к пробам. Всё очень жёстко: пригласили – не упусти шанс».