МенюЗакрыть
Главная/ Новости/ Новости Фонда/ Ушло замечательное время Алексея Баталова

Ушло замечательное время Алексея Баталова

16 июня, 2017

Умер народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат нескольких государственных премий, профессор ВГИКа… Для большинства он просто любимый «дорогой мой человек» – Борис из «Летят журавли», Дмитрий Гусев из «Девяти дней одного года», Гуров в «Даме с собачкой»… И, конечно, «Георгий Иваныч – он же Гога, он же Гоша» из кинофильма «Москва слезам не верит» и рассказчик в мультфильме «Ёжик в тумане»…

Ушло замечательное время Алексея Баталова

Новость о смерти Алексея Баталова настигла меня рано утром среди промозглых дворов. Унылую тоску усугубил холодный июньский дождь. Пронеслись строки и мелодия: «Опустела без тебя земля». Хотя кто я для него такой? Очередной журналист, который при подготовке книги «Жизнь одна» под эгидой Национального фонда поддержки правообладателей пытался одолеть своего героя вопросами в поисках новой истории?

Первая встреча произошла три года назад в Академии кинематографии Никиты Михалкова, где Баталов будущим артистам, режиссёрам, сценаристам давал мастер-класс. Высокий, в элегантном костюме и до блеска начищенных ботинках. Студенты мэтра кинематографа встречали стоя. «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте… Сидите-сидите, можете не вставать», – отвечал им Алексей Владимирович с неповторимой интонацией, почти воспроизводя реплику с экрана– «…меня можете не провожать».

– Недавно мне предложили роль в сериале. Попросил сценарий. Не обнаружив продолжения, поинтересовался следующими сценами. Режиссёр мне отвечает: «Пока будем снимать начало, они появятся». Но как можно играть, не зная, чем заканчивается линия героя? Когда вы начали играть красивую наивную девушку, а потом оказывается, что она пять лет назад стала проституткой, в экранной жизни уже ничего не изменишь. Вообразите себе втянутого в эту историю актёра? Я отказался. На меня обиделись. В актёрской профессии важно следовать гениальному выражению – «Конец венчает дело».

После лекции Алексей Владимирович в сопровождении водителя направился к чёрному выходу Театра киноактёра. Спешу за ним – представиться. Второпях получилось не очень внушительно. Но он слушал внимательно. Был обходителен до невозможного, но в какой-то момент всё-таки не выдержал и очень интеллигентно протянул: «Да ё-ё-ё…»

– Ну, не могу, милый. Понимаешь? Сейчас еду в санаторий. Надо оздоровиться и подготовиться к учебному году. Давай осенью во ВГИКе. Когда начнутся лекции, узнай расписание, приходи…

Осенью актёр меня всё-таки принял у себя дома. На пороге встретила супруга Гитана Леонтенко. Они познакомились в конце 1950-х, когда Баталов снимался в Ленинграде в фильме «Большая семья». После съёмок пошёл в цирк, где впервые увидел свою будущую супругу в танце на бегущей по арене лошади. Она была артисткой цирка. В тот же вечер они оказались за одним столиком в ресторане. Познакомились, но развития отношений не последовало. Цирк уехал, и очередная встреча произошла в Риге через полгода, где уже Баталов-режиссёр снимал фильм «Три толстяка». Узнав, что Гитана здесь выступает, примчался в гостиницу с площадки прямо в грузовике и костюме Тибула. Больше они не расставались. Под её диктовку за год научился ходить по канату и в фильме сам выполнил трюк: прошёл по натянутой проволоке на высоте 15 метров. Кадр длился меньше минуты.

…В доме Алексея Владимировича под ногами скрипит паркет. Баталов приглашает в гостиную за стол. Без слов понятно – всё держится на нём.

– Ну, проходи, проходи, дорогой! Что у тебя? Какие вопросы? Только не долго. Мне надо восстанавливаться. Болеть нельзя. Сам понимаешь, надо жить…

– Алексей Владимирович, как лично относитесь к сыгранным героям?

– Гошу по-настоящему не разглядели – от первой жены ушёл, пристаёт к незнакомой женщине в электричке, дерётся, обманывает уже на второй день после знакомства… Такой бы на третий день уже мог дать по голове бутылкой. А почему бы нет? А Гуров? Провожает в школу дочку и, не проверив, есть ли у девочки обед, отправляется в гостиницу и кувыркается в постели с бабой. А Федя Протасов из толстовского «Живого трупа»? Начинает жить с цыганкой, усадил беременную женщину на скамью подсудимых.

…Вдоль стены стоит диван – тот самый, на который каждый раз, приезжая из Ленинграда в гости к отчиму Ардову и маме Баталова – актрисе Нине Ольшевской, любила взбираться с ногами и потягивать кофе, укрывшись пледом, Анна Ахматова. На стене висит её портрет, написанный Алексеем Владимировичем.

– Её из Ленинграда выжили. Последние годы своей жизни она прожила у нас, в московской квартире, на Ордынке. Моя 6-метровая комната стала для неё убежищем. По-настоящему свободно Анна Андреевна общалась только с Фаиной Георгиевной Раневской и моей мамой. Когда я пришёл из армии, она даже выделила из своих скромных сбережений мне средства на хороший костюм. Правда, к своему стыду, сложив их с родительскими и своими заначками, купил свой первый подержанный «Москвич». До сих пор стыдно. А в один прекрасный день, когда учился рисовать, она мне сказала: «Алёша, а почему бы вам не сделать портрет со мной». Я приступил. Каждый день она позировала, а я писал. Это было замечательное время…

Алексей Баталов стал ниточкой, связующей эпохи. Судьба подарила ему встречи с Зощенко, Мандельштамом, Катаевым, Олешей, Ильфом, Петровым, Ахматовой… В кино он прожил жизнь героев Чехова, Булгакова, Толстого… Замечательное время Алексея Баталова ушло. Замечательные герои остались.

Виталий Лесничий