МенюЗакрыть
Главная/ Новости/ Новости Фонда/ Умер старейший ветеран Союза кинематографистов Павел Московский

Умер старейший ветеран Союза кинематографистов Павел Московский

11 августа, 2016

На 102 году ушёл из жизни ветеран и один из основателей Союза кинематографистов РФ Павел Владимирович Московский. Киновед, журналист, автор нескольких книг, заслуженный работник культуры РСФСР.

Умер старейший ветеран Союза кинематографистов Павел Московский

Его главная роль всегда оставалась за кадром, но без неё сложно представить становление отечественного кинематографа и телевидения. С конца 40-х годов Павел Владимирович работал заместителем председателя «Совэкспортфильма» – организации, которая занималась прокатом советских фильмов за границей и иностранных лент в Советском Союзе. Не без его участия наш зритель впервые увидел картины итальянских режиссёров Роберто Росселлини, Федерико Феллини и открыл для себя звёзд мирового кино Софи Лорен, Джульетту Мазину, Марчелло Мастрояни, Джину Лоллобриджиду… В 40-60-е годы прошлого столетия Московский занимал руководящие должности в отделе пропаганды ЦК КПСС – сначала был заведующим сектором кино, потом – телевидения и радиовещания. Занимая ответственные должности, с помощью кино популяризировал советский образ жизни за рубежом. Через железный занавес отправлялись в прокат и обретали успех советские фильмы «Падение Берлина», «Девчата», «Оптимистическая трагедия».

Чтобы сегодняшнему читателю была понятна суть работы Павла Владимировича, достаточно привести два случая из его жизни. В 1958 году Московский начал работать над выпуском телевизионного журнала для сотрудников аппарата ЦК КПСС «Новости». В гости в студию приходили известные публицисты, учёные, общественные деятели, работники искусства. Среди них космонавты Герман Титов, Алексей Леонов, Владимир Комаров, балерина Ольга Лепешинская, оперный певец Иван Козловский… А в финале программы выступали тогда начинающие, а ныне знаменитые артисты Виктор Кохно, Иосиф Кобзон, Евгений Петросян, Муслим Магомаев… Однажды пригласили Эдиту Пьеху. Перед выходом на сцену молодая певица попросила разрешения у Московского исполнить только написанную Оскаром Фельцманом на стихи Льва Ошанина песню «Огромное небо». Стоит отметить, что в те годы любой премьере предшествовали многочисленные редакторские правки: подобная инициатива приравнивалась к самодеятельности и могла обернуться непредсказуемыми последствиями. Но, потрясённый музыкой и словами, Павел Владимирович не побоялся ответственности и допустил написанную за день до съёмки песню в эфир, минуя цензуру. Успех был ошеломительный.

Другой случай произошёл в 1965 году. К 20-летию Победы над фашистской Германией телевизионщики подготовили первый выпуск программы «Минута молчания», а утвердить у руководства страны не успели. На календаре 30 апреля. Завтра 1 мая и весь аппарат ЦК уже готовился к праздничным демонстрациям, маёвкам.

– Что делать? – обратился ко мне председатель Гостелерадио Николай Месяцев с плёнкой в руках, – вспоминал в последнем разговоре Павел Владимирович. – Я и говорю: «Твоё дело выпустить программу в эфир. Моё – взять на себя ответственность за это разрешение».

Сказано – сделано. 9 мая 1965 года в 19.00 телепередача вышла в первый эфир без предварительного согласования. Впоследствии Московскому рассказывали, что, увидев её, Брежнев прослезился. И вот уже более 40 лет страна замирает, когда на экране в кадре появляется Могила Неизвестного солдата у Кремлёвской стены, а ведущий словами Ольги Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто» объявляет минуту молчания. Вечная память.