НФПП выступил организатором фестиваля «Что пишут молодые композиторы. 20 лет спустя»
В Музыкальной гостиной дома Шуваловой 26-27 ноября прошёл Фестиваль новой отечественной музыки «Что пишут молодые композиторы. 20 лет спустя». Организаторами концертов выступили Национальный фонд поддержки правообладателей, РАМ имени Гнесиных и Фонд сохранения творческого наследия Бориса Чайковского.
В первый фестивальный день к собравшимся обратилась Валида Махмудовна Келле – художественный руководитель проекта, музыковед, доцент РАМ имени Гнесиных, директор Фонда сохранения творческого наследия Бориса Чайковского, член Союза композиторов России. Валида Махмудовна говорила о том, что настоящий композитор – это одиночка, который должен открыть свою душу, что гения надо заслужить и что для того, чтобы гений состоялся, мы все должны участвовать в этом творческом процессе, так как всё записанное нотными знаками должно в какой-то момент обрести звучащую форму. Действительно, композитор – профессия особая. Авторы, которые вкладывают душу в создание своих творений, остро нуждаются в том, чтобы их сочинения были услышаны. Для этого, в первую очередь, им необходимы исполнители – талантливые, чуткие, способные понять и, сохранив смысл, передать музыку первым слушателям. Ведь от того, как прошла премьера, порой зависит дальнейшая судьба произведения. Необходимы также пытливые и внимательные слушатели, которые готовы принять новое сочинение, а не отвергнуть его просто потому, что новую, и особенно серьёзную музыку слушать всегда сложнее, чем популярную и лёгкую. Истинное рождение произведения происходит тогда, когда все эти условия соблюдены. Важно вовремя заметить талант, не пропустить его, иначе те, кто мог бы писать музыку будущего, перестанут сочинять и займутся чем-то другим, тем более что совмещать композиторскую деятельность и работу всегда было трудно, и наше время – отнюдь не исключение.
Цикл концертов «Что пишут молодые композиторы» был впервые организован в перестроечные 90-е. Тогда их инициатором и художественным руководителем также была Валида Махмудовна. Состоялось около 30 концертов, участниками которых стали студенты, аспиранты, выпускники музыкальных вузов. Концерты помогли многим молодым авторам получить заряд вдохновения и продолжить творческие поиски. Сегодня некоторые из них приняли участие в фестивале «Что пишут молодые композиторы. 20 лет спустя», поддержав своим присутствием и примером современных юных творцов.
В программу фестиваля вошли произведения самых разных жанров. Студенка 4-го курса РАМ имени Гнесиных Аделия Файзуллина представила слушателям татарские народные песни в обработке для голоса, курая и фортепиано. Филипп Чельцов – студент Колледжа имени Гнесиных и самый юный участник фестиваля – исполнил своё фортепианное сочинение «apple trees on mars». Сильное впечатление на слушателей произвела пасторальная мистерия «Васильковые витражи» Павла Маркелова. Композитор, участвовавший в первых концертах цикла «Что пишут молодые композиторы» еще 20 лет назад, звонарь Русской Православной старообрядческой Церкви, автор серии колокольных симфоний «Русская колокольная культура» признался, что пишет свои произведения долго, по 20-30 лет. Татьяна Смольская убедила гостей фестиваля в актуальности лёгкого и демократичного жанра романса, пронзительно исполнив песни на стихи Николая Гумилёва, Игоря Северянина и романсы в память о Булате Окуджаве. Также прозвучали пьесы для контрабаса соло-пиццикато Александра Муравьёва, гитарные импровизации Романа Зорькина, яркие джазовые композиции Владислава Дубровина, тарантелла для балалайки и фортепиано Сергея Левина, вокальный цикл на слова А. Пушкина Валерия Бикташева, сложная для исполнения пьеса «Заклички» Анны Стояновой, сочинение Антона Прищепы, сочетающее в себе различные современные техники, «Эгейские пасторали» Николая Полубоярова, трагический вокальный триптих Александра Менькова на стихи Ю. Кузнецова, популярное джаз-барочное сочинение Александра Христианова и «Музыка для струнного квартета и дарбуки» Зарины Икоевой.
Произведения, написанные композиторами старшего, среднего и младшего поколений, замечательно «ужились» друг с другом в концертах, которые не только напомнили слушателям о том, что было 20 лет назад, но и стали логическим продолжением цикла вечеров «Что пишут молодые композиторы».
Выяснилось, что даже сегодня, когда творцы сталкиваются с целым рядом трудностей, когда музыкальное наследие настолько велико, что, казалось бы, придумать что-то новое уже практически невозможно, есть люди, которые верны своему призванию, которые, не смотря ни на что, слушают своё сердце и сочиняют новую, интересную музыку, а также есть те, кто их в этом поддерживает. Фестиваль новой отечественной музыки показал, что благодаря таким людям у российской музыкальной культуры есть будущее. И именно благодаря таким людям ответ на вопрос «Что пишут молодые композиторы?» будет звучать достойно и завтра, и всегда.