Не стало старейшей мхатовской актрисы Киры Головко
Умерла старейшая актриса МХТ имени А. П. Чехова, народная артистка РСФСР Кира Николаевна Головко.
Женщина удивительной судьбы, последняя представительница поколения артистов и режиссёров, шагнувших на сцену ещё до войны – в 1938 году. Писала письмо Станиславскому, работала при Немировиче-Данченко, играла с Иваном Москвиным, Аллой Тарасовой, Ангелиной Степановой, дружила с Софьей Пилявской, переписывалась с Ольгой Книппер-Чеховой, выступала перед Сталиным, у себя дома принимала Георгия Жукова, Александра Фадеева, была замужем за самым молодым адмиралом Советского Союза Арсением Головко. Сотрудникам Национального фонда поддержки правообладателей посчастливилось в последние годы тесно общаться с замечательной актрисой и интереснейшей женщиной, ещё в детстве решившей связать свою судьбу с театром.
«Какими качествами нужно обладать, чтобы стать актрисой МХАТа?» – спрашивала старшеклассница Кира Иванова в своём письме к Станиславскому. Режиссёр, конечно, не ответил, но письмо удивительным образом сохранилось в архиве театра. Четыре тетрадные страницы исписаны аккуратным почерком без единой помарки: «Дорогой Константин Сергеевич! Я прекрасно сознаю, какую беру на себя смелость, когда решаюсь писать Вам это письмо. Заранее прошу простить меня за причинённое беспокойство, потому что уже сейчас мне делается ужасно стыдно при мысли, что я своим глупым письмом буду отнимать у Вас время и затруднять Вас…». С филигранной грамотностью и вежливостью написанные строки могли бы стать примером для многих современных актрис, которые свою неуспеваемость и хулиганистый нрав нередко выставляют напоказ: в далёкие тридцатые годы в театральные вузы шли лучшие. Она окончила школу с золотой медалью и в 1937 году от имени отличников выступала с торжественной речью в саду «Эрмитаж». Среди присутствующих на церемонии были секретарь Краснопресненского райкома Пётр Пенкин и нарком просвещения РСФСР Андрей Бубнов. Партийные работники приветствовали выпускницу наряду с другими дружескими рукопожатиями, угощали лимонадом, поздравляли, а через два дня в газетах их объявили врагами народа и вскоре расстреляли. Такое было время. Она и сама помалкивала о дореволюционном прошлом своей семьи: папа до 1917 года был офицером царской армии, мама – дочь доктора медицинских наук. По дневникам и воспоминаниям Киры Николаевны можно смело изучать историю не только театральной жизни, но и всей страны.
В театральные вузы в её выпускной год набора не было, и она поступила в Институт философии, литературы и истории. Студенткой в окно трамвая увидела на улице объявление о приёме во вспомогательный состав МХАТа. Требовались четыре человека. В конкурсе участвовали 2 548 человек – шесть на место. В назначенный день всю улицу перед входом в театр заполонили самые яркие московские красавицы и красавцы. Среди них – внучатая племянница самого Станиславского. Режиссёр и реформатор сцены несколько дней подряд настойчиво у администрации театра интересовался, как дела у родственницы. Но руководство приняло решение в пользу Киры Николаевны. Не так давно, вспоминая годы юности, актриса, улыбнувшись, заметила: мол, одержала верх благодаря внешним данным. Конечно, лукавит. Иначе не дослужилась бы до больших ролей – Натали Пушкина в «Последних днях», Ольга из «Трёх сестёр», королева Шотландии в «Марии Стюарт», Долли в «Анне Карениной»… Спектакли с её участием становились событием театральной жизни столицы. Среди них – «На дне», «Горячее сердце», «На всякого мудреца довольно простоты», «Тартюф». «Горячее сердце» Островского, где она играла Парашу, любил и не раз на него приходил Иосиф Сталин.
– Как ни пыталась не смотреть в ложу и не думать о высоком госте, всё равно краешком глаза видела его усы… Выбегала, садилась на сцене, и колени приходилось стискивать руками, чтобы не было заметно, как они от страха дрожали, – рассказывала актриса.
По одной из версий, именно Иосиф Виссарионович устроил знакомство рано овдовевшего молодого адмирала, начальника Генштаба ВМФ Арсения Головко с красивой актрисой МХАТа, с его подачи произошла их первая встреча, после которой закружился роман длиною в жизнь. В 1949 году они поженились, она стала Кирой Головко. В этом же году родился первенец Михаил, несколькими годами позже – дочь Наталья. Когда Сталин узнал о рождении в семье адмирала наследника, лично в оранжерее срезал кремовых роз, упаковал в плотную бумагу и сверху посыпал грецкими орехами. По его распоряжению супругам дали шестикомнатную квартиру в Доме на Набережной. После 30 лет скитаний по комнатам и коммуналкам актриса долго привыкала к роскоши, а одновременно всегда держала наготове узелок для мужа с необходимыми вещами: о доме на углу Серафимовича уже тогда ходила дурная слава. В духе времени супруга могли в любой момент разжаловать и лишить всего. Но судьба миловала. В 50-е годы муж командует Балтийским флотом в Калининграде. Они на несколько лет переезжают и живут на Балтике. Кира Николаевна играет в местном драматическом театре. Однажды в гости пришёл тогда министр обороны Георгий Жуков. О визите она узнала буквально накануне. В дом нагрянули проверяющие: в поисках «жучков», видимо, осматривали стены, заглядывали в дровяной камин, проверяли шкафы, ворочали чистое бельё. Маршал на актрису положительного впечатления, вопреки тому, что демонстрируют многие киноленты, не произвёл. Когда военачальник попросил семилетнего сына супругов Мишу сказать, как его зовут, услышав «Георгий Константинович Жуков», остался недоволен: «Неправильно. Нужно говорить: четырежды герой Советского Союза, маршал Советского Союза, министр обороны СССР, кавалер двух орденов “Победа”…».
– Когда Арсения не стало, Жуков не пришёл, хотя на похоронах были первые лица государства, – вспоминала Кира Николаевна.
После возвращения в 1957 году в Москву супруги, как и прежде, много времени проводили на даче в Переделкино. По соседству жили Фадеев, Чуковский, Симонов, Леонов, Михалков. Кира Николаевна стала преподавать в школе-студии МХАТ. Среди её учеников – Николай Караченцов, Наталия Егорова, Марина Голуб, Алексей Гуськов, Игорь Золотовицкий, Михаил Ефремов… И, конечно, много играла – в театре и на экране. Десятки ролей. Фильмы с её участием «Глинка», «Война и мир», «Софья Перовская», «На всю оставшуюся жизнь» – классика советского кино. А в знаменитый мхатовский «Лес» она вошла дважды: в 1948 году в роли Аксюши, а в 2004-м у Кирилла Серебренникова сыграла Евгению Аполлоновну – стильно, изысканно, аристократично. В следующем году родной театр готовился отметить 100-летний юбилей самой почтенной актрисы. Как она себя называла – адмиральши. Увы… Прощание с актрисой пройдёт 18 августа в 12:30 в МХТ имени А. П. Чехова. А с нами останутся воспоминания об ушедшей эпохе и той любви и отдаче, с которыми играла Кира Николаевна.
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости