МенюЗакрыть
Главная/ Новости/ Новости Фонда/ Музыка «чешского самородка» Дворжака прозвучала на посольском вечере в «Царицыне»

Музыка «чешского самородка» Дворжака прозвучала на посольском вечере в «Царицыне»

29 декабря, 2021

22 декабря 2021 года состоялась онлайн-трансляция концерта «Чешский самородок», посвященного 180-летию со дня рождения знаменитого композитора Антонина Дворжака. Концерт стал частью цикла «Посольские вечера в Царицыне» – совместного проекта Национального фонда поддержки правообладателей и музея-заповедника «Царицыно». Вечер был организован при содействии Посольства Чешской Республики в Российской Федерации.

Музыка «чешского самородка» Дворжака прозвучала на посольском вечере в «Царицыне»

Как отметил в приветственном слове к зрителям заместитель посла Чешской Республики в РФ Томаш Гарт, это уже второй концерт, посвященный культуре Чехии. «Антонин Дворжак – не просто выдающийся чешский композитор, это первый музыкальный глобалист, который добился большого успеха в Америке, первый иностранец, ставший директором Национальной консерватории в Нью-Йорке. Многие знают его как автора известного сборника «Славянские танцы», – сказал Томаш Гарт.

Ведущая вечера Анна Генина напомнила, что проект «Посольские вечера в Царицыне» стал успешным именно благодаря Национальному фонду поддержки правообладателей, так как сотни тысяч зрителей по всему миру получают возможность смотреть и слушать великолепные концерты в трансляциях на портале «Культура.РФ», в соцсетях «Одноклассники» и «ВКонтакте», на сайте музея-заповедника «Царицыно» и официальном сайте проекта «Посольские вечера в Царицыне» ambassadore.ru.

– Не ошибусь, если скажу, что судьба была удивительно благосклонна к Антонину Дворжаку, – отметила генеральный директор НФПП Марина Георгиева. – Не каждому способному мальчику из обычной трудовой семьи, далекой от высокого искусства, повезло настолько, что его способности были замечены. И не каждому молодому музыканту, обладающему талантом и упорством, удалось добиться того, что его сочинения стали исполняться и издаваться. Далеко не каждый талантливый композитор дождался успеха и славы при жизни у публики и коллег по цеху. Колесо судьбы Дворжака катилось, может, не очень торопливо, но верно. Чехия стала считать его своим кумиром, не было, пожалуй, ни одного большого концерта в Праге без его участия, 60-летие композитора отмечали как национальный праздник, а после того, как он побывал в Америке, Лондоне, а затем в России, где выступал в Москве и Петербурге, русские композиторы стали называть его чешским Брамсом.

Также Марина Георгиева поздравила с 85-летием Государственный академический симфонический оркестр России имени Евгения Светланова, солисты которого исполнили в этот вечер произведения Дворжака. Она напомнила, что этот концерт – завершающий в годовом цикле «Посольских вечеров», а новая встреча со зрителями произойдет уже в начале 2022 года.

Анна Генина продолжила рассказ о судьбе Дворжака. Родившись в семье мясника, он учился и трудился на бойне, но параллельно учился в школе, где грамота и музыка были обязательными предметами. В 16 лет сказал, что хочет изучать музыку, и случилось чудо: отец не стал возражать и повез сына на телеге в Прагу. Антонин отучился два года в школе, где готовили органистов для сельских приходов, но после остался в Праге, где стал играть по вечерам на альте в маленьком оркестре в ресторане. При этом он изучал произведения великих композиторов. Вскоре оркестр стал ядром только что созданного в Праге временного театра, и Дворжак участвовал в исполнении огромного количества опер, что также помогло ему «набить руку». Все это время он, конечно же, писал музыку. И в 30 с небольшим лет Антонина заметили и впервые исполнили его произведение.

– Самой знаменитой его оперой является «Русалка», которая не сходит со сцен мировых оперных театров уже десятки лет. Дворжак оставил огромное творческое наследие, написал также много симфоний, увертюр, вальсов, этюдов, но настоящей его любовью была камерная музыка, что вообще характерно для Чехии, – сказала Анна Генина.

Поэтому главной темой музыкального вечера стала именно камерная музыка Дворжака. Первое сочинение – Терцет До мажор для двух скрипок и альта – исполнили лауреаты международных конкурсов Елена Пшеничная, Александр Маломожнов (скрипка) и Василий Кухаренко (альт). По словам Анны Гениной, это произведение необычно тем, что басовую партию в нем ведет не виолончель, а альт.

Затем прозвучало Трио для скрипки, виолончели и фортепиано № 4 «Думки» (три последние части). Как пояснила куратор проекта, обычно фортепианное трио следует сонатной форме и состоит из трех или четырех частей. Особенность же произведения Дворжака в том, что, во-первых, оно состоит из шести частей и представляет собой нечто среднее между сонатной формой и сюитой. А во-вторых, думка (медленная лирическая песня в славянском фольклоре) используется в романтической музыке как часть сонаты или симфонического произведения, однако в данном случае композитор написал в жанре думки все шесть частей. «Думки» Дворжака исполнили лауреаты международных конкурсов Наринэ Нанаян (скрипка), Пауль Суссь (виолончель) и Павел Домбровский (фортепиано).

Завершил вечер Струнный квартет № 12 Фа мажор «Американский», который был начерно написан всего за три дня. Он интересен тем, что в нем, как говорил сам Дворжак, есть негритянские, индейские мотивы. Однако музыковеды, по словам Анны Гениной, до сих пор ищут эти мотивы и обнаружили в сочинении пока лишь мелодию алой пиранги – птички, живущей только в Америке, нотная запись ее пения была найдена в бумагах композитора. Произведение в четырех частях исполнили лауреаты международных конкурсов Дарья Дверник, Александр Маломожнов (скрипка), Максим Тарноруцкий (виолончель) и Василий Кухаренко (альт).

Антонин Дворжак был не просто основоположником национальной композиторской школы – как уже говорилось, его гений был по достоинству оценен еще при жизни, причем не только на родине и в Европе, но и за океаном. В произведениях композитора удивительным образом переплетаются классические лейтмотивы и самобытные черты народной музыки, они отличаются редкой изобретательностью, неповторимостью мелодий и красотой жанра романтизма, к которому относят сочинения Дворжака.