Итоги VIII Питчинга дебютантов
27-28 февраля в Москве при переполненных залах прошел VIII Питчинг дебютантов, в рамках которого состоялись презентации новых проектов в секциях: «Короткометражное игровое кино», «Документальное кино», «Полнометражное игровое кино» и «Телесериалы». Организаторами Питчинга стали Союз кинематографистов России, Молодежный центр Союза кинематографистов России и Национальный фонд поддержки правообладателей.
27-28 февраля в Москве при переполненных залах прошел VIII Питчинг дебютантов, в рамках которого состоялись презентации новых проектов в секциях: «Короткометражное игровое кино», «Документальное кино», «Полнометражное игровое кино» и «Телесериалы». Организаторами Питчинга стали Союз кинематографистов России, Молодежный центр Союза кинематографистов России и Национальный фонд поддержки правообладателей.
Для участия в Питчинге было прислано 854 заявки (356 – по короткому метру, 298 – по полнометражному кино, 131 – по телесериалам и 69 – по документальному кино), из них в результате двухступенчатого отбора был сформирован шорт-лист из 7 проектов в каждой номинации.
Для участников Питчинга прошли открытые мастер-классы, а также трехдневные тренинги от модератора и руководителя отборочной комиссии Питчинга Олега Богатова.
Перед каждой из секций организаторы представляли трейлер «Снято», куда вошли кадры из уже снятых фильмов, ранее представленных в рамках Питчинга дебютантов.
27 февраля презентации проектов по документальному и короткометражному кино прошли в Центре документального кино. По регламенту участник Питчинга за 5 минут должен рассказать о своем проекте, показать презентацию или видеоматериалы, затем ответить на вопросы экспертов.
В экспертный совет проектов по документальному кино вошли режиссеры и продюсеры Ангелина Голикова, Евгений Григорьев, Никита Тихонов-Рау, продюсеры Анджей Петрас, Анастасия Разлогова, президент Гильдии неигрового кино Виктор Скубей, главный редактор телеканала «24_DOC» Алена Смирнова и представитель Первого канала Елена Молочкова.
Лучшим документальным проектом эксперты единодушно назвали фильм Максима Арбугаева «Бой». Картина рассказывает о подготовке паралимпийской сборной России по футболу тотально слепых к Чемпионату Европы. Права на поражение у команды нет: либо первое место, либо расформирование. Герои картины – тренер сборной, являющийся основоположником футбола слепых в нашей стране, и два брата-близнеца, родившиеся незрячими.
Максим получил денежный приз и рекомендательное письмо от Союза кинематографистов России, а также сертификат на закупку фильма от телеканала «24_DOC».
«Среди множества фильмов о футболе это будет нестандартное кино, и его будет действительно интересно смотреть», – объяснила выбор экспертов Ангелина Голикова.
Техническую поддержку от компаний CANON и «Кинозавод», а также закупку от телеканала «24_DOC» получил проект Ирины Власовой и Романа Бобылева «Вслед за Солнцем». Главные герои – студенты Петербургского Политехнического университета, создающие первый в России автомобиль, работающий на солнечной энергии. Именно на нем они поедут отстаивать честь нашей страны на международных гонках солнцемобилей в Австралии.
Эксперты отметили повышающийся с каждым годом уровень как самих проектов, так и организации Питчинга дебютантов. «Надо внимательнее готовить свою речь и не выбирать случайные референсы. Каждое ваше слово в эти пять минут должно быть бомбой! Если вы говорите, что эта история для вас личная, то будьте готовы объяснить, почему», – советовал молодым кинематографистам вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения Евгений Григорьев.
В категории «Короткометражное кино» в экспертную комиссию вошли ректор Высших курсов сценаристов и режиссеров Вера Суменова, директор ММКФ Наталья Семина, режиссеры Владимир Грамматиков, Борис Токарев, Алексей Нужный, сценарист Юрий Коротков, исполнительный директор Национального фонда поддержки правообладателей Наталья Гойденко, а также как состоявшиеся, так и молодые продюсеры – Юлия Мишкенене, Федор Попов, Антон Смирнов, Филипп Абрютин, Ярослав Жалнин, Екатерина Лукомская.
Первое место, по мнению экспертной комиссии, занял проект режиссера Веры Водынски и сценариста Андрея Терехова «Девушка с косой». Главный герой черной комедии – журналист Олег – коллекционирует предсмертные слова знаменитостей. Он проникает в больничную палату к известному актеру и встречает смерть. Как оказывается, свою. Вдохновляющиеся творчеством Вуди Алена и братьев Коэн авторы хотят снять зрительское кино не столько о смерти, сколько о любви к жизни.
Авторы проекта получили денежный приз от Союза кинематографистов России, а также техническую поддержку от компаний «3Q Cinema» и «Кинозавод».
— Я видела фильмы Веры Водынски, и это позволяет надеяться на результат. Ваша презентация мне очень понравилась. Это совсем не обязательно должна быть черная комедия, если соблюсти меру, это получится замечательный зрительский фильм, – предположила ректор Высших курсов сценаристов и режиссеров Вера Суменова.
Второе место заняла детская драма «Номер шесть» (режиссер Наталия Беляускене, сценарист Ипполита Купреянова). Главный герой – провинциальный мальчик Юра, недавно переехавший в Москву и попавший в молодежную команду накануне решающих матчей. Поначалу старожилы не принимают мальчика и смеются над ним, но талант, а главное, личные качества Юры, помогают ребятам создать настоящую Команду.
Жюри посчитало, что такого кино сейчас не хватает, оно нужно детям.
— Я часто сценарии, попадающие на Питчинг, читаю в виде сказки перед сном своему семилетнему сыну, – поделился сопредседатель Правления Молодежного центра Союза кинематографистов России Филипп Абрютин. – И вот эта история понравилась ему больше всех остальных.
Проект получил техническую поддержку от компании CANON и компании «3Q Cinema».
Проект «К черту любовь!», который представили Иван Меркутов и Константин Тищенко, занял третье место. Фантастическая комедийная мелодрама рассказывает о привлекательной, но одинокой девушке, вызвавшей в отчаянии мифическое существо. Это создание, которое зовут Константин, является к главной героине Лиле под видом молодого клерка и обязуется наладить ее личную жизнь. Вот только она влюбляется в этого самого черта.
— Спасибо за четкость, вы на правильном пути. Это очень важно – немного развлечь. Видно, что вы беспокоитесь о зрителе и хотите, чтобы ему было с вами приятно. Хочется увидеть вашу картину на экране, – прокомментировал выступление авторов Алексей Нужный. Помимо технической поддержки от компании «3Q Cinema», Константин Тищенко получил сертификат на недельное обучение на курсах «Filmmaking» от Нью-Йоркской киноакадемии. Также все призеры получили скидку на пост-продакшн от компании «Ника- Digital».
Все лауреаты также получили скидку на пост-продакшн от компании NIKA Digital.
28 февраля в кинотеатре «35 ММ» состоялась защита проектов в категориях «Телесериалы» и «Полный метр».
Экспертная комиссия состояла из представителей ведущих студий и телеканалов, специализирующихся на производстве и показах телесериалов: Игорь Мишин, Ольга Шенторович («Среда»), Владислав Рубин («ТВ-3»), Мария Варденга – («Гамма продакшн»), Константин Майер («Good story media»), Анна Смольнякова (кинокомпания «КИТ»). Кроме того, в жюри вошли главный редактор портала «Профисинема» Нина Ромодановская и генеральный директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов.
Проект Надежды Карповой «Петербург. Кровь и кружева», завоевавший в итоге первое место и приз от Союза кинематографистов России, – это исторический триллер с элементами мистики. Время и место действий – предреволюционный Петербург, на тот момент – самый криминальный город Европы. Начальник сыскной полиции обладает даром слышать мысли и чувства других людей, но только негативные; его способность кардинальным образом влияет на его судьбу и личность. Мистический Петербург – это лишь антураж. В центре сериала сюжет, основанный на идее «монстров» среди и внутри нас. Помимо главного приза, проект получил редакторскую поддержку от телеканала «ТВ-3».
Автор проекта «Дело» Николай Рядов, получивший денежный приз от компании «Art Pictures», приглашение к сотрудничеству от компании «Гамма» и поддержку от компании «КИТ», видит целью своего телесериала развлечение зрителей интересными историями. О проекте. На дворе семидесятые годы, семьянин Юрий становится подпольным предпринимателем, чтобы собрать деньги на операцию смертельно больной дочери. Вокруг него разворачивается криминальная война, а он, сам не замечая того, кардинально трансформируется. В центре личность бывшего советского инженера, который является жертвой своего же плана. Только в конце драмы главный герой вспоминает, для чего он все это начал, но становится уже поздно.
«Уходя, зажгите свет» – проект Галины Курочкиной, Анатолия Тюрина и Марии Шило. Антиутопия, рассказывающая о нашем времени, в центре которой инфантильный герой – Ян. Отказавшись от своей мечты, он проживает жизнь в офисе, однако одно событие позволяет ему переосмыслить свою судьбу. В выдуманном сценаристами мире все герои знают дату своей смерти и, более того, готовятся к этому дню и празднуют его, как любой другой праздник. Но Яну, по некой случайности, не удается отправиться на тот свет, и он получает еще один шанс реализовать себя в этой жизни. Авторы определяют жанр как черная комедия. Юмор, обещают они, будет понятен как молодому поколению, потому что используются современные реалии, так и старшему, поскольку затрагиваются и более глубокие темы.
Выступление участников было отмечено членами жюри как самое энергичное и запоминающееся. На вопрос, почему проект решен ими именно в формате сериала, а не скетча или короткометражки, авторы отвечают, что мир, который они создали, слишком насыщен, ярок и интересен, чтобы уместить его в небольшой формат. Проект занял третье место в номинации «Телесериалы», а также получил приз от компании «Good Story Media» и поддержку телеканала ТВ-3 – редакторский и продюсерский разбор.
В завершение мероприятия эксперты дали свои рекомендации участникам Питчинга.
Анна Смольнякова: «Если в вашей работе в перечислении жанров и форматов телеканала стоит больше двух запятых – это очень большая проблема. Нет сериала, который подходит даже двум каналам. Если вы презентуете проект сразу для двух каналов, то вы должны объяснить явные отличия, которые подойдут под тот или иной канал… Сериал, в отличие от фильмов, это в меньшей степени авторское высказывание. Это в первую очередь формат и жанр, к которому вы стремитесь, когда будете продавать эту историю».
Председатель экспертной комиссии Игорь Мишин выразил свое непонимание по поводу того, почему среди проектов не было ни одного на актуальные темы: «Все пишут не про ту жизнь, которой они живут или которая происходит рядом с ними. Сегодня же мы проживаем удивительный период жизни, который достоин того, чтобы придумывать сюжеты и придумывать героев, которые живут реальной жизнью… Опытные продюсеры и владельцы студий, редакторы с каналов скорее рискнут потренироваться на каком-то современном сюжете, нежели на реконструкции эпохи, например, VIII века, с авторами, которым 25-27 лет».
Экспертную комиссию в категории «Полнометражное игровое кино» составили: киноэксперт Олег Иванов (председатель), продюсеры Илья Бачурин, Гевонд Андреасян, Михаил Чурбанов, Наталья Иванова, Катя Филиппова, Сергей Зернов, Алексей Петрухин, Андрей Кутуза.
Первое место по итогам голосования завоевал триллер Ольги Городецкой и Марии Кабановой «Тварь». История рассказывает о мистическом существе, мимикрирующем под самых дорогих нам людей, которые уже умерли. Семья берет под опеку ребенка – жертву преступления. С каждым днем этот мальчик все больше и больше становится похожим на их пропавшего без вести сына. Мать верит, что это и есть их сын, но отец знает, что это невозможно. Их сын мертв, и они опекают мистическое существо.
Эксперты высоко оценили сценарий и то, как выдержан жанр, путь которому в русском прокате уже проложен хоррором «Невеста». Среди минусов почти все судьи отметили название, которое оттолкнет зрителей. Илья Бачурин отметил высокий коммерческий потенциал и подсказал экономическую стратегию.
— Снимайте дешево, собирайте кассу, вкладывайте в следующий проект. Вы действительно чувствуете жанр, судя по сценарию. Если вам удастся найти команду, которая также прекрасно его сможет снять, получится отличный фильм, – посоветовал продюсер.
Помимо приза от Союза кинематографистов России, желание сотрудничать с авторами проекта высказали студия Горького, корпорация «Русская фильм группа», «Большое кино» и Свердловская киностудия.
Проект «Выйти из группы» сценариста Марии Тумовой занял второе место, а также получил продюсерскую разработку от компании «Atlantik Film» и техническую поддержку от Свердловской киностудии. Герой подростковой драмы – четырнадцатилетний Гоша – не находит места среди сверстников, взрослые его не понимают. В поисках единомышленников в социальных сетях он находит «ВКонтакте» группу «Светлые братья», члены которой стремятся очистить этот мир от грязи и безнравственности. Чтобы стать одним из них, Гоше приходится выполнять задания братства, поначалу простые и не требующие особых усилий. Но каждое следующее задание все дальше от человеческих представлений о морали. Гоша отказывается убивать бомжа по заданию «Светлых братьев», и охоту объявляют уже на него.
— Мне нравится ваш проект, но важно выдержать тон. В драме есть такое понятие, как бескомпромиссность. Если вы сможете снять жесткую драму без чернухи, это будет очень хорошо. Но показывать бомжей и не скатиться в чернуху не так уж и просто. Если вы найдете хорошую команду, то у вас все получится, – добавил Гевонд Андреасян.
Третье место по итогам голосования поделили фильм-катастрофа «Кольская» Елены Носиковой и комедия «На тот свет» Татьяны Астаповой. Проект Елены Носиковой посвящен трагическим событиям на буровой нефтяной платформе «Кольская», перевернувшейся в результате сильного шторма в декабре 2011 года в Охотском море. В центре сюжета – борьба двух молодых людей – Марка и Матвея – за любовь девушки Алисы. В своем выступлении Елена Носикова сказала, что ее проект – любовная история, которая происходит на фоне трагедии.
— Это все уже было. Я имею в виду не конкретно эту историю, а фильмы в жанре катастрофы. Нужна какая-то изюминка, чтобы зритель на эту картину пошел в кино. Фильм будет безумно дорогой, поэтому надо заранее продумать его экономику, – посоветовал Алексей Петрухин.
Проект «На тот свет» – комедия, вдохновленная такими фильмами, как «1+1» и «Пока не сыграл в ящик», рассказывает о побеге главного героя Семена Петровича из дома престарелых. Он сбегает на свидание с женщиной, которую нашел на сайте знакомств. Оказавшись один в ночном городе, главный герой встречает скинхеда Виталика, который решает ему помочь. Абсолютно ненужный своей семье, Семен Петрович оказывается нужен посторонним людям, которые встречаются на его пути. Жюри нашло тему проекта сложной, для ее раскрытия потребуется очень хороший актерский состав. В дримкасте проекта заявлены Петр Мамонов, Владимир Ильин и Никита Кукушкин.
По словам исполнительного директора Питчинга дебютантов Дмитрия Якунина, следующий конкурс пройдет в рамках Российских программ ММКФ в конце июня, а прием заявок будет объявлен уже в марте. «Наш Оргкомитет принял решение, что со следующего Питчинга наш конкурс будет открытый и в нем смогут принять участие не только кинематографисты из России, но и русскоязычные дебютанты из стран СНГ и дальнего зарубежья». Кроме того, он рассказал о том, что Питчинг дебютантов с этого года будет носить статус Всероссийского. «Питчинг проходит не только в Москве, но и в российских регионах. В этом году мы проведем питчинги в 15 городах России, кроме того, в рамках Питчинга пройдут мастер-классы для региональных кинематографистов».
Цель Питчинга – открытие новых имен в отечественном сценарном кинематографическом мире, презентация новых проектов и поиск свежих идей для развития российского кино. Молодые кинематографисты получают возможность представить свои проекты перед экспертным жюри, состоящим из профессионалов в области кино.
За годы проведения Питчинга в нем приняло участие около 4 тысяч сценарных работ молодых кинематографистов из ведущих творческих вузов и киношкол. На данный момент на основе проектов, участвовавших в Питчингах Дебютантов, снято более 25 фильмов. Молодые кинематографисты имеют возможность получить специальные призы от технических и образовательных партнеров Питчинга. Целый ряд проектов, вошедших в шорт-лист Питчинга в категории «Полнометражное игровое кино», принимают участие в конкурсах Министерства культуры РФ и Фонда кино.
Полный список лауреатов VIII Питчинга дебютантов можно найти на сайте Молодежного центра Союза кинематографистов России:
Текст предоставлен Молодежным центром Союза кинематографистов России
________________________________________