Хорошие ориентиры Алексея Баталова
20 ноября Алексею Баталову исполнилось бы 90 лет. Он ушёл год назад, но, как прежде, живёт в каждом доме.
Буквально в минувшие выходные фильмы с участием замечательного артиста шли по нескольким телевизионным каналам. На одном – эпохальный «Летят журавли», по другому – камерная «Поздняя встреча»… Фильмы очень разные, но герои Алексея Баталова имеют нечто общее. Трудно объяснить одним словом. Они оба – как цельный крепкий корень, цепко держащий землю. На такого можно положиться. Он настоящий. За таким женщины идут на край света, а мужчины их выбирают в друзья. Но набиться к таким невозможно. Роли негодяев Алексею Баталову были не к лицу: зрители не поверили бы. Сам артист так не считал. Фёдор Протасов в «Живом трупе» бежит от жены, начинает жить с цыганкой, а потом ещё и до суда доводит свою беременную супругу. Дмитрий Гуров из «Дамы с собачкой» спешит отправить дочь в школу, чтобы успеть в гостиничный номер к любовнице. Да и любимого персонажа российских женщин Гошу из картины «Москва слезам не верит» зрительницы, как говорил Баталов, хорошенько не разглядели. «От первой жены ушёл, в электричке пристаёт к незнакомой женщине, обманывает на второй день после знакомства, дерётся, запирается на несколько дней в комнате, пьёт…». Подлецу, как говорится, всё к лицу: и якобы хорошие манеры, и якобы добропорядочность, и якобы «свой человек». На то и большой артист, чтобы сыграть так, что зритель не заметил этого «якобы». Впрочем, чтобы расположить к своему герою, Алексею Владимировичу и играть-то было иногда ни к чему. Иногда достаточно было одних только слов. Как, например, в мультфильме «Ёжик в тумане», где Баталову стоило заговорить, как на смену тревожному предчувствию приходило спокойствие. Неслучайно Юрий Норштейн однажды сказал, что этот голос нужно «прописывать людям в терапевтических целях». Спокойный, умиротворяющий, мягкий. От его обладателя бед и подлостей не жди.
В последние годы жизни Алексей Баталов перестал сниматься и вообще отказывался от ролей. Несмотря на бытовые трудности, не хотел участвовать в том, в чём не видел искусства. Сегодня в доме артиста всё по-прежнему напоминает о нём. И в первую очередь картины. Алексей Баталов художником себя не считал, но очень хорошо рисовал. Среди его работ – портрет Анны Ахматовой, которым он особенно гордился. Кажется, ещё вчера Алексей Владимирович вспоминал: «Зная о моём увлечении рисованием, Анна Андреевна сама предложила мне написать её портрет. Помню, как я приходил домой, она садилась передо мной, думала о чём-то своём, а я рисовал…» Прошло несколько лет, и теперь мы вспоминаем. Вспоминаем Алексея Баталова с благодарностью за то настоящее, что видим в картинах с его участием. За то хорошее, что стало для многих из нас ориентиром в жизни.