Серию мастер-классов Лаборатории театра и фольклора продолжил актер Юрий Васильев

01 июля 2021
Четвертая онлайн-трансляция в рамках образовательного проекта «Мастера театра и кино» Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора, созданной Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП), состоялась 29 июня 2021 года. Известный актер театра, кино и дубляжа, режиссер, профессор, народный артист России Юрий Васильев выступил с лекцией «Удача пролетает мимо, да не пропустит ее тот, кто к ней готов».

Ведущий встреч, художественный руководитель Лаборатории театра и фольклора Максим Линников подчеркнул в начале беседы, что мастер-классы ориентированы прежде всего на начинающих актеров, режиссеров и студентов театральных вузов, которым важно постоянно работать над собой и узнавать что-то новое. Он также напомнил, что можно задавать вопросы гостям студии, – для этого необходимо заранее зарегистрироваться на сайте www.folk-lab.ru.

Юрий Васильев добавил, что «вершины в мастерстве никогда не достичь, но к ней надо стремиться». Он поделился с аудиторией своим личным опытом становления в профессии, воспоминаниями о маститых, уже ушедших актерах и режиссерах, с которыми ему довелось работать, – Андрее Миронове, Анатолии Папанове, Татьяне Пельтцер, Валентине Плучеке и других. Как педагог, много лет преподающий актерское мастерство в ГИТИСе, мэтр посоветовал абитуриентам правильно подбирать программу для поступления.

«Во время экзамена проверяется темперамент, обаяние, внешнее соответствие материалу, чувство юмора, поэтому надо готовить не один, а несколько отрывков прозы, стихотворений и басен. И разный материал: например, Достоевский и Зощенко – там драма, а тут юмор. Потому что молодой человек может считать, что из него получится замечательный трагический артист, а на самом деле он – прирожденный комик», – сказал Юрий Борисович.

Раскрывая название своей лекции, Васильев отметил, что в актерской профессии удача может случиться в любой момент, и важно быть всегда готовым, чтобы не упустить ее. А для этого нужно уметь правильно «рассчитать» себя, распределять энергию по жизни, потому что кто-то спринтер, а кто-то стайер, и главное – не выдохнуться в тот момент, когда тебе неожиданно предложат роль Гамлета. По словам мэтра, «важно все время быть в форме, в желании и стремиться к мечте».

Кино не сравнится с театром, живым общением с публикой, считает Юрий Васильев, хотя его фильмография насчитывает около 80 работ. Отвечая на вопрос зрителей о, возможно, упущенных ролях, он отметил: «Сегодняшняя режиссура меня не убеждает. Ужас в том, что актера отучили от того, что он должен создавать образ, характер. А сейчас играют тему, действие».

Имея многолетний опыт службы в московском Театре Сатиры, актер дал совет начинающим коллегам: научиться «великому умению – держать паузу». Благодаря этому зрителям часто запоминается одна, главная сцена в спектакле. Однако нужно помнить о том, что пауз не должно быть много. Вместо этого в игре актера должна присутствовать «аритмия, синусоида», чтобы она не выглядела ровной и однообразной.

Продолжая тему педагогики, Юрий Борисович отметил: не надо показывать студентам, как что-то делать, чтобы они подражали тебе, нужно раскрывать их самих. Ведь сила одного – в крике, а другого – в шепоте. «Сейчас терминология забивает смысл. Это когда говорят: мне нужна амбивалентность трансцендентальности в трапеции скандала. А я говорю просто: громче и быстрее надо играть. И все. Нужно найти одно точное слово, чтобы тебя поняли», – продолжил он свою мысль.

Посетовал Васильев и на то, что сейчас студенты и актеры стали слабые: чуть где кольнет, уже отказываются играть. «А нас учили, что только смерть может быть поводом для отмены спектакля. Мы жили только театром, – вспоминал он. – Однажды я играл с приступом аппендицита, потом меня увезли в больницу… В такие моменты появляется второй план, незримый слой страдания, который ощущает зритель. Я застал 11 лет золотого века Театра Сатиры. Тогда невозможно было достать в него билеты. Пытаюсь сегодня передать его дух молодым».

Отвечая на вопрос: «Как вы настраиваетесь перед выходом на сцену?», Васильев сказал: «Приезжаю в театр за два часа до начала спектакля, повторяю текст, проверяю сцену, молюсь и всегда прохожу по одной стороне лестницы». Юрий Борисович рассказал также о своей новой роли в спектакле по Островскому «Лес», о том, что в свое время послужило отправной точкой к тому, чтобы он попробовал себя в качестве режиссера-постановщика, и о том, как важно не опускать руки во время вынужденных «простоев», которые периодически случаются со всеми творческими людьми.

Вопросов прозвучало много, и, как это часто бывает во время бесед с мастерами театра и кино в рамках проекта, отведенного на эфир времени, казалось, не хватило для общения с гостем студии – настолько оно получилось интересным. Отметим, что к прошедшей онлайн-трансляции присоединились более 82 000 зрителей.

Очередной образовательный эфир серии «Мастера театра и кино» состоится в июле на портале «Культура.РФ» (www.culture.ru) и на сайте Лаборатории театра и фольклора (www.folk-lab.ru).

Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора – проект, нацеленный на поддержку и развитие российского театрального искусства, возрождение на профессиональной сцене национальных фольклорных традиций, выявление и продвижение молодых талантливых актеров, создание площадки для их профессионального и творческого роста, творческих экспериментов и воплощения новых режиссерских решений. Первым реализованным проектом Лаборатории стал спектакль «Русалка» по произведению А.С. Пушкина: впервые представленная в феврале прошлого года постановка до сих пор собирает полные залы и широко обсуждается публикой. В настоящее время идет работа над новым спектаклем.