МенюЗакрыть
Главная/ Новости/ Новости Фонда/ НФПП и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора представили мастер-класс актера Сергея Чонишвили

НФПП и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора представили мастер-класс актера Сергея Чонишвили

13 мая, 2021

Состоялась вторая познавательная онлайн-лекция нового проекта «Мастера театра и кино» от Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора, созданной Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП). Напомним, в рамках проекта известные деятели искусства проводят открытые мастер-классы, которые транслируются на портале «Культура.РФ» и на сайте Лаборатории.

НФПП и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора представили мастер-класс актера Сергея Чонишвили

Гостем онлайн-трансляции, прошедшей 29 апреля 2021 года, стал заслуженный артист России Сергей Чонишвили – человек многогранного таланта, актер театра и кино, писатель, диктор, ведущий. Его лекция была адресована в первую очередь студентам театральных вузов и начинающим актерам и называлась «Чем больше слов – тем хуже обстоит дело с характером деятельности». Какой же посыл вложил артист в цитату из романа австрийского писателя и драматурга Роберта Музиля?

Сергей Чонишвили полагает, что это высказывание применимо к актерской профессии, поскольку «наш язык сегодня замусорен, много лишних телодвижений во всем: в представлении себя, в объяснении поставленной задачи, засорении эфира». Тогда как существует театр, не нуждающийся в словах и понятный любому вне всяких границ – танец. Впрочем, добавил гость, при грамотной подаче и правильном энергетическом посыле актера зрители, даже не знающие языка спектакля, могут понимать происходящее на сцене практически дословно. Чонишвили привел пример, когда в 1980-е годы в Москву приезжал известный французский актер Марсель Марешаль со спектаклем «Письма матери к сыну». «Он просто сидел за столом и читал их, но через 20 минут я, не являясь носителем языка, уже мог делать практически подстрочник», – пояснил Сергей Ножериевич.

– В связи с пандемией некоторые достаточно серьезные деятели искусства стали говорить о том, что театр трансформируется и выйдет на онлайн-площадки. Позволю себе заметить, что это будет уже не театр, а некая модификация, потому что театр – это прежде всего энергетический обмен между людьми на сцене и в зале. Именно поэтому этот вид искусства прошел удары кинематографа и телевидения и продолжает существовать, – продолжил свою мысль Сергей Чонишвили. – Не бывает двух одинаковых спектаклей. Даже если он играется 20-30 лет, он всегда живой, потому что действие происходит здесь и сейчас, а это основополагающая ситуация для счастья любого человека. Все медитативные практики учат находиться в настоящем, поскольку только в этот момент ты можешь почувствовать себя в единстве со Вселенной.

Зрители мастер-класса, зарегистрировавшиеся заранее на сайте Лаборатории театра и фольклора (www.folk-lab.ru), активно задавали вопросы мэтру кино и сцены. Например: кто главный в театре? Сергей Ножериевич ответил на этот вопрос так:

– Партнер. Это 50 процентов твоего успеха. Режиссер дает правильную инъекцию: если ребенок (спектакль) сформирован правильно, он живет долго и достаточно счастливо. Но дальше режиссер находится за пределами возможности влезть в происходящее на сцене. У тебя есть только зритель и единственный человек, за которого ты можешь зацепиться, – это партнер. Даже если из зала нет серьезного интереса, ты играешь в удовольствие для партнера, он тебя поддерживает, и в этот момент рождается то, что может заинтересовать зрителей.

Своими учителями в профессии Сергей Чонишвили назвал Евгения Леонова, Олега Янковского, Александра Абдулова, Александра Збруева. Отвечая на вопрос о приоритетах при выборе роли, он перечислил несколько факторов: это «литературная основа, команда и сроки, потому что я работаю в нескольких местах одновременно». Отметим, что в настоящее время артист играет в спектаклях МХТ имени А.П. Чехова, Театра Наций, Театра на Таганке, Театра Олега Табакова, Театра Ермоловой и творческого объединения «САМи». А также озвучивает аудиокниги, документальные фильмы, рекламные ролики и анонсы российских телеканалов. Однако с годами Сергей Ножериевич, по его словам, стал более сдержанным в отборе материала:

– В юности я использовал любую возможность появиться на сцене или экране, сейчас для меня важен кайф от получения самого процесса, как сказал Эфрос: «Репетиция, любовь моя», – прокомментировал артист. Он отметил также, что актерство – это свобода, потому что может подарить несколько разных сыгранных биографий, уникальную возможность прожить несколько жизней.

Актер рассказал о своей творческой семье, родителях-актерах и собственном выборе профессии, о том, как прошла студенческая пора и складывалась судьба по окончании вуза. По его словам, он вытянул счастливый билет, когда попал в театр «Ленком», в котором проработал впоследствии почти четверть века. Роль Никиты, одна из главных в спектакле «Жестокие игры» по пьесе Арбузова, давала большие возможности для импровизации и творческого развития. Остановился также Чонишвили на кризисе невостребованности, который случается с каждым артистом в определенный период жизни (в то время он нашел выход в творчестве иного плана, начал писать, выпустив книги «Незначительные изменения» и «Человек-поезд»). Рассказал Сергей Ножериевич и о слагаемых успешной карьеры:

– Шанс – на первом месте. Надо уметь ждать, с готовностью. И важно желание, которое зависит от того, прав ты оказался или нет в своем выборе стать актером. Сколько человека ни мотивируй, если нет отдачи – ничего не сложится. Должно идти постоянное развитие, движение вперед. Нужно выходить из зоны комфорта, и именно в этом заключается комфорт, потому что у тебя есть возможность начать все с белого листа, – делает вывод Сергей Чонишвили.

Зрителей интересовал также вопрос о том, что для артиста важнее: театр, кино, художественное слово или звучание?

– Театр – это главное. Художественное слово – тоже привязка к театру, потому что я работаю не один, а с музыкальным коллективом, и получается перфоманс, – ответил Чонишвили. – По поводу кино – я сыграл множество ролей, но пока не нашел материала, в котором сумел бы сказать все, что хотел…

Аудитория получила также конкретный совет по технике речи от актера: взять любой текст, записать его с помощью микрофона и прослушать себя со стороны. Делать это нужно как можно чаще и постоянно.

Разговор получился полезным и интересным, раскрывающим Сергея Чонишвили как личность. В этом – немалая заслуга ведущего встреч, художественного руководителя Лаборатории Максима Линникова. Уникальность интерактивного курса «Мастера театра и кино» в том, что зрители могут не просто слушать лекции, а отправлять свои вопросы приглашенным мэтрам и получать на них ответы в ходе онлайн-трансляции. Это прекрасная возможность обрести новые знания для тех, кто серьезно настроен на изучение опыта российских мастеров театра и кино.

Следующая встреча в рамках образовательного проекта «Мастера театра и кино» состоится в мае. Однако Максим Линников пока не стал называть имя будущего гостя. Чтобы не пропустить анонс события, следите за новостями на сайте НФПП, а трансляцию смотрите на портале «Культура.РФ» (culture.ru) и на сайте Лаборатории театра и фольклора (www.folk-lab.ru) .