МенюЗакрыть
Главная/ Новости/ Новости дня/ Большой театр впервые представит премьеру оперетты Шостаковича "Москва, Черемушки"

Большой театр впервые представит премьеру оперетты Шостаковича «Москва, Черемушки»

25 марта, 2021

Режиссером выступил Иван Поповски

Большой театр впервые представит премьеру оперетты Шостаковича «Москва, Черемушки»

Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) на своей Камерной сцене имени Бориса Покровского покажет в четверг премьеру оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки» в постановке режиссера Ивана Поповски. Об этом сообщила ТАСС пресс-атташе театра Катерина Новикова.

«Сегодня впервые в Большом театре, на его Камерной сцене прозвучит настоящий раритет — единственная оперетта Дмитрия Шостаковича, «Москва, Черемушки». Ее постановку осуществил режиссер Иван Поповски. Ученик Петра Фоменко, он прославился своими работами как в драматическом, так и в музыкальном театре. В Большом театре он дебютировал в 2005 году постановкой оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева. И вот теперь выступил в легком жанре», — сказала Новикова.

По ее словам, за дирижерский пульт встанет дирижер ГАБТ, многократный лауреат премии «Золотая маска» Павел Клиничев. Сценическое пространство для музыкальной комедии в трех действиях создал архитектор Сергей Чобан. «Это уже вторая его работа в Большом, в 2019 году он оформил спектакль «Телефон. Медиум» также на Камерной сцене», — уточнила собеседница агентства.

«Исполнителями ролей выступают Александр Полковников, Юрий Сыров, Наталья Риттер, Ирина Хрулева, Виктор Боровков, Александр Колесников, Анастасия Сорокина, Екатерина Ферзба, Василий Соколов, Азамат Цалити, Захар Ковалев, Валерий Макаров и другие», — перечислила пресс-атташе.

Начинающаяся 25 марта серия премьерных показов продлится до 28 марта, добавила она.

Об оперетте Шостаковича

Как Новикова напомнила, из исторических источников известно, что Шостакович принялся за написание оперетты в сентябре 1957 года «по неотступным, настоятельным просьбам» главного дирижера Московского театра оперетты Григория Столярова и завершил работу над ней в октябре 1958 года.

«Артист Московского театра оперетты Григорий Ярон вспоминал: «Я, как и все, ждал сложнейшую «шостаковичевскую» музыку с острейшими гармоническими комбинациями. А это была сама простота. Но сколько в этой простоте было вкуса и благородства. Труппа с первого дня полюбила эту музыку. Настоящий фурор она вызвала внутри театра, когда актеры услышали ее в исполнении оркестра. Музыка Шостаковича улыбалась, хохотала, танцевала, издевалась, шалила, а иногда чуть-чуть грустила», — процитировала собеседница агентства.

Премьера состоялась в Московском театре оперетты 24 января 1959 года. Вскоре последовали спектакли в Ростове-на-Дону, Одессе, Свердловске, Братиславе, Праге, Магадане, Загребе, в ряде городов ГДР и Чехословакии. А через два года на основе оперетты был снят фильм «Черемушки» (режиссер Герберт Раппапорт).

«Сам композитор по поводу своего столь сенсационного обращения к жанру оперетты говорил: «Я считаю, что настоящий композитор должен попробовать свои силы во всех жанрах», — продолжила исторический экскурс пресс-атташе ГАБТ.

Она отметила, что сюжет оперетты «Москва, Черемушки» был абсолютно злободневным. «В основе либретто Владимира Масса и Михаила Червинского — комические перипетии, связанные с массовым переселением из старых коммуналок в новые жилые кварталы. Тогда квартирный вопрос был особенно актуален, причем не только для москвичей», — пояснила Новикова. «Оперетту отличает живое действие, ясность и простота музыки, обилие цитат. Шостакович использует разнообразные музыкальные формы: здесь и городской романс, и галоп, и дивертисмент, и множество танцевальных жанров», — добавила она.

О новой постановке

Свой комментарий по поводу новой постановки оперетты «Москва, Черемушки» и ее актуальности дал режиссер Иван Поповски, принявший участие в предварившем премьеру пресс-брифинге.

«Шостакович. Уникальная музыка. Либо она тебя заводит, тебе радостно, ты улыбаешься, как-то даже пританцовываешь, либо смотришь как-то со стороны. Мне хочется улыбаться», — заявил журналистам Поповски.

При этом он уточнил, что сначала предложение поставить оперетту его смутило. «Но что тут хитрить, пусть Камерная сцена, но все-таки Большого театра, — продолжил он. — Что касается оперетты, это мой первый опыт, а мне нравится пробовать. И кстати, сам Шостакович говорил, что избавился от снобистского отношения к искусству и любит музыку всех жанров, лишь бы это была настоящая музыка».

Режиссер заявил, что никакой политики в его спектакле нет. «Герои остаются в хрущевской эпохе, живут в такой радостной, в какой-то степени наивной истории времен оттепели — периода надежд и света. Мне кажется, сегодня этого не хватает. Сейчас все время в маске, так надоело. Обычно приходишь в театр, обнимаются все, радуются, а тут — нельзя. И вот спектакль об этом — о любви, о радости жизни, о теплоте», — сказал Поповски.

Своим мнением также поделился с журналистами дирижер Павел Клиничев. «В этой новой постановке Большого театра есть три больших плюса, — считает он. — Это музыка Шостаковича, которая является как бы каркасом, цементирует все. Второй плюс — приглашение Ивана Поповски, который очень изобретательно структурирует постановку. И третий плюс, конечно, сами исполнители. Они и актеры, и певцы, и танцоры». «И лирика соседствует с каким-то даже хулиганством. И это настолько ярко и броско, что просто не может быть исполнено плохо», — убежден дирижер.

Актеры тоже высказались по поводу спектакля. «Мы все очень волнуемся, потому что для многих это дебют в жанре оперетты», — сказал тенор Валерий Макаров. «А что касается квартирного вопроса, затронутого в оперетте «Москва, Черемушки», я думаю, для артистов этот вопрос всегда актуален. Я сам из Самары, там родился, вырос. В Москве живу всего четыре года, и только год назад приобрел здесь квартиру в Кузьминках. Это тоже похожий район, который не так давно появился», — с улыбкой отметил певец.

Источник: Информационное агентство ТАСС.