МенюЗакрыть
Главная/ Новости/ Новости Фонда/ НФПП и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора открыли серию онлайн-мастер-классов корифеев театра и кино

НФПП и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора открыли серию онлайн-мастер-классов корифеев театра и кино

22 марта, 2021

Стартовал новый проект Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора, созданной Национальным фондом поддержки правообладателей, – «Мастера театра и кино». В рамках проекта известные деятели искусства проводят мастер-классы, которые транслируются на портале «Культура.РФ» и на сайте Лаборатории. Первым стал мастер-класс режиссера, сценариста, актера, педагога, народного артиста России Владимира Хотиненко.

НФПП и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора открыли серию онлайн-мастер-классов корифеев театра и кино

Серия онлайн-трансляций, адресованная прежде всего начинающим актерам и студентам театральных вузов, – это не просто бесплатные лекции от мэтров. Уникальность интерактивного курса в том, что зрители могут задать вопросы приглашенным гостям и получить на них ответы в ходе мастер-класса. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте Лаборатории театра и фольклора (www.folk-lab.ru). Модератором встреч выступает художественный руководитель Лаборатории, актер театра и кино Максим Линников.

Первый мастер-класс образовательного проекта состоялся 17 марта 2021 года. Режиссер Владимир Хотиненко, знакомый зрителям по фильмам «Зеркало для героя», «Мусульманин», «72 метра» и многим другим, представил лекцию «Двуликий Янус», раскрыв тему двойственности природы кинематографа и искусства.

В эту характеристику Хотиненко вкладывает глубокий смысл: «Я сделал для себя открытие: двуликий Янус может быть эмблемой всех искусств и в частности кинематографа. Потому что он – Бог дверей, времени, входа и выхода, конца и начала. Его имя вульгализировалось в наше время, став синонимом двуличия, но на самом деле этот образ намного глубже, он бесконечен». Двойственная природа кинематографа, по словам Хотиненко, заключается и в том, что он сочетает в себе развлекательную и философскую функции. В качестве блестящего образца их соединения режиссер назвал фильмы Андрея Тарковского.

Режиссер рассказал о картинах – явлениях своего времени, которые он рекомендует к просмотру: это «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Сияние» и некоторые другие. «Важный этап развития кинематографа закончился, и я сказал: Пантеон закрыт и ключи выбросили. Пантеон – это Антониони, Бертолуччи, Бергман и другие великие имена, – говорит Хотиненко. – Но я не посыпаю голову пеплом. Не имею права, потому что преподаю и стараюсь учить студентов так, чтобы они умели существовать в новом времени, которое открывает завораживающие, невероятные перспективы. Сейчас все, что нужно для того, чтобы снимать кино, – это телефон с видеокамерой. И платформа, на которой его можно продемонстрировать. Это реальность, просто мы пока до конца не можем ее осознать». В конце концов, по словам режиссера, когда-то и появление звука и цвета, а затем и «цифры» в кино вызывало немало споров и разговоров о том, что кинематограф «умер». Однако он продолжает развиваться естественным путем.

Владимир Хотиненко ответил на вопросы, поступавшие во время трансляции от студентов. Например: каковы три главные черты характера режиссера? По мнению мэтра, прежде всего это терпение, затем компетентность, насмотренность, и в-третьих – умение работать с актером. В работе с актером же главное – понимать, чего режиссер от него хочет и почему выбирает для роли именно этого актера. А дальше следует придумать для него характер и действие. «Сюжет, смысл и характер – главное в кино, – утверждает Хотиненко. – Половина характера – это костюм. Походка. Кино – искусство деталей».

Зрителей интересовало также, как выбрать интересный и успешный сценарий, насколько можно давать свободу актеру в интерпретации персонажа, кто вдохновляет самого мэтра, вносит ли он коррективы в сценарий или снимает четко по плану. Будущие режиссеры услышали немало ценных советов от Владимира Хотиненко. Например: «Название фильма – это как увертюра к произведению, с его помощью ты настраиваешься на то, что будешь смотреть». Кроме того, аудитория мастер-класса получила большой объем информации для общего культурного развития и конкретно – в области кинематографа.

«Когда молодой актер оканчивает театральный институт, он находится в самом начале творческого пути. И для него очень важно постоянно совершенствоваться, – подчеркивает значимость образовательного проекта Максим Линников. – На Западе голливудские звезды, актеры первой величины, такие как Аль Пачино, каждый год проходят обязательные курсы повышения квалификации. И любой профессионал понимает, насколько это важно. Ладно, если актер сразу после института попадает в хороший театр, в руки хорошего режиссера, имеет возможность расти и самосовершенствоваться. Но так получается далеко не у всех. Я сам прежде всего актер, поэтому мне было интересно послушать мастер-класс. Я имел честь поработать в картинах Владимира Ивановича Хотиненко. Одни из самых первых серьезных съемок в моей жизни были как раз в его картине «Гибель империи». Еще снимался у него в «Достоевском» и «Бесах». Я знаю, как Владимир Иванович работает на площадке с актерами, но при этом мне было интересно послушать о его методах и о том, как работают другие режиссеры – все было очень познавательно».

Следующая встреча в рамках образовательного проекта «Мастера театра и кино» состоится в апреле. Секретами своего мастерства поделится актер театра и кино, диктор, телеведущий, писатель, заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Смотрите трансляцию на портале «Культура.РФ» (culture.ru) и на сайте Лаборатории театра и фольклора (www.folk-lab.ru) .