МенюЗакрыть
Главная/ Новости/ При содействии НФПП вышла в свет книга, посвященная 100-летию Оркестра кинематографии

При содействии НФПП вышла в свет книга, посвященная 100-летию Оркестра кинематографии

04 октября, 2024

«Букварь Российского государственного симфонического оркестра кинематографии» — так называется юбилейное издание, вышедшее при участии НФПП и поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

«Старейшему в мире кинооркестру, уникальному сообществу творческих личностей под названием Российский государственный симфонический оркестр кинематографии в 2024 году исполняется 100 лет. Легендарные мелодии в его исполнении знает каждый в нашей стране, но о самом оркестре что-то рассказать могут немногие. Композиторы и режиссеры в своих интервью и мемуарах расхваливали друг друга, клялись в вечной любви, забывая о тех, кто воплощал их замыслы в тон-студии. Подробности записей многих музыкальных киношедевров остались тайной. Но кое-что все-таки удалось сохранить. Тем, кому интересен наш коллектив, кто хотел бы узнать о нем все (что разрешается узнать), будет полезен этот букварь — энциклопедия», — говорится во вступительном слове издания.

В 2024 году прославленный музыкальный коллектив отмечает сразу два юбилея: свое 100-летие и 75-летие художественного руководителя и главного дирижера оркестра, народного артиста России Сергея Скрипки. К этим знаменательным датам начали готовиться задолго — и все получилось: состоялись запланированные гастрольные поездки по стране, торжественные концерты, новые киноработы, запись дисков и издание книги. Ключевым событием юбилейного года станут два праздничных концерта, которые пройдут 5 октября в Московской филармонии и 7 ноября Большом зале Московской консерватории. Во время выступлений прозвучит всеми любимая музыка из культовых кинолент.

Подробнее о юбилейных мероприятиях и об оркестре Сергей Скрипка рассказал 2 октября на пресс-конференции в ТАСС с участием известных режиссеров — Никиты Михалкова и Сергея Урсуляка.

«Это старейший коллектив Москвы, который образовался еще тогда, когда звукового кино не было. Сначала он играл перед киносеансами, а потом заменил тапера. Публике это очень понравилось. А первой картиной, которую озвучил оркестр, стал фильм “Путевка в жизнь”, дирижировал основатель оркестра  Давид Семенович Блок. Что касается нашей книги, это единственное в своем роде издание, потому что о нашем оркестре вы нигде не найдете никаких сведений. Во всех энциклопедиях, справочниках самые разные даты образования оркестра, а в книге приводится уникальная архивная справка, в которой цитируется докладная записка Давида Блока о том, когда он создал оркестр и какая дата может считаться его основанием — 1 сентября 1924 года», — сказал Сергей Скрипка.

Дирижер поблагодарил Минкультуры России за поддержку всех юбилейных мероприятий и за помощь в приобретении для оркестра струнных инструментов. Также он выразил признательность Национальному фонду поддержки правообладателей за содействие в издании книги об Оркестре кинематографии и подготовку к публикации сочинения гениального композитора, народного артиста России Эдуарда Артемьева — реквиема «Девять шагов к Преображению» для хора, солистов, оркестра и органа. Сергей Скрипка сообщил, что скоро это масштабное произведение выйдет на диске.

Оркестр кинематографии записал музыку к кинофильмам крупнейших мастеров отечественного кинематографа: С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, Г.Александрова, И.Пырьева, С.Бондарчука, А.Тарковского, Т.Лиозновой, Л.Кулиджанова, М.Калатозова, Л.Гайдая, Э.Климова, Г.Данелия, Н.Михалкова, М.Захарова, С.Говорухина, Э.Рязанова, К.Шахназарова и многих других. В исполнении коллектива прозвучали премьеры киномузыки С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, И.Дунаевского, Т.Хренникова, Н.Богословского, Г.Свиридова, М.Таривердиева, А.Шнитке, Э.Артемьева, Р.Щедрина, А.Эшпая, А.Пахмутовой и других выдающихся российских и зарубежных авторов.

За время существования коллектива им была записана музыка более чем к десяти тысячам кинолент, оркестр сотрудничал со всеми киностудиями СССР. Некоторые фильмы получили самые престижные призы мировой киноиндустрии, включая «Оскара», «Золотую пальмовую ветвь», «Золотого медведя», «Золотого льва», «Большую золотую раковину».

«Один из самых счастливых для меня этапов работы над фильмом — это, наверное, запись музыки, когда уже все кошмары съемочного периода закончены, когда картина смонтирована и начинает оживать через музыку, — признался Никита Михалков. — По большому счету, это единственный в мире оркестр, который специально занимается кинематографией. Нигде в мире нет такого коллектива. И именно поэтому Оркестр кинематографии может так профессионально исполнять любые кинематографические задачи».

С ним согласился кинорежиссер и сценарист Сергей Урсуляк, который также назвал счастьем работу с оркестром и его дирижером над записью музыки к фильмам.

Посмотреть пресс-конференцию, посвященную вековому юбилею Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, и погрузиться в тайны записи музыки к фильмам можно на странице Пресс-центра ТАСС в «VK Видео».