Петля времени на крыше Дома Нирнзее. Место, куда уже целый век литераторы приносят свои рукописи
19 сентября 2024 года в самом центре столицы торжественно открылась выставка «Литературный этаж. 100 лет на крыше Дома Нирнзее». Целый год ее кропотливо собирали сотрудники редакции журнала «Вопросы литературы», приглашенные исследователи, реставраторы и волонтеры. Финансовую поддержку проекту оказали Фонд президентских грантов и Национальный фонд поддержки правообладателей. Партнерами выступили Государственный музей М.А.Булгакова, Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля, Музей Москвы и концерн «Мосфильм».
«Все это невозможно и невероятно – век литературы в одном месте прямо посреди Москвы. Кажется, что этот заповедник возник и существует подобно уголкам природы, которые обходит стихия, меняющийся климат и человек. Об этом мирке нужно знать. Этот мирок отважен, но очень хрупок. Погубить его может банальное равнодушие…» – писал в 2022 году в своей статье «Век литературы на одной крыше» литературовед, критик, журналист и эссеист Игорь Дуардович. Уже тогда он вынашивал план показать всем эту вселенную.
Немного истории
В 1924 году на десятом этаже первого московского «тучереза» – Дома Нирнзее – открылось кооперативное издательство «Московское товарищество писателей» (МТП), организованное по инициативе литературного объединения пролетарских писателей «Кузница». Издательство делило этаж с кафе-столовой «Крыша». Такое соседство ненадолго превратило эту часть дома в мультиформатное культурно-развлекательное пространство, напоминающее нынешние музейные центры и арт-площадки.
В конце 1920-х годов кафе-столовую закрыли, а в 1934-м произошло слияние МТП, «Издательства писателей в Ленинграде» и «Советской литературы». В результате появилось новое издательство – «Советский писатель», которое выпускало главным образом новинки советских прозаиков, поэтов, критиков и литературоведов, включая переводную литературу народов СССР. Тогда зал-столовую разделили перегородками, дверями и встроенными шкафами, а балюстраду замуровали на антресоли, устроив там хранилище. Именно сюда приносили свои рукописи А.Толстой, И.Ильф и Е.Петров, Б.Пастернак, А.Твардовский, А.Ахматова, С.Маршак, А.Солженицын, М.Шолохов, В.Шкловский, К.Паустовский, К.Симонов, А.Платонов.
В 1974 году «Советский писатель» переехал в здание на Поварской улице, 11. А на его месте поселилась редакция журнала критики и литературы «Вопросы литературы», в котором с 1957 года печатались известные ученые и писатели. В перестроечное время для всей литературной периодики началась печальная эпоха, связанная с борьбой за выживание. Журнал, к счастью, удалось сохранить. За 67 лет было напечатано 8,5 миллионов экземпляров совокупного тиража и более 15 тысяч статей. Современная редакция журнала всеми силами старается сберечь традиции литературного этажа. Здесь по-прежнему собираются известные писатели и литераторы, ведутся оживленные беседы и споры. В 2019 году при редакции и поддержке НФПП открылась школа писательского мастерства «Пишем на крыше», инициатором которой стал новый директор журнала Игорь Дуардович.
Игорь Дуардович в 18 лет стал победителем 5-го Московского открытого городского конкурса молодых журналистов «Ступень к успеху» в номинации «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». В 24 года пришел работать в журнал «Вопросы литературы», в 30 занял должность директора издания. В день открытия выставки он сам встречал гостей и проводил экскурсии для посетителей. И вот что он рассказал.
Об идее проекта
«Все развивалось последовательно. Еще когда я не был директором журнала, я говорил о том, что нужно проводить в помещении редакции культурные мероприятия и заниматься музейной работой, учитывая богатую историю этого места. Со временем я занял должность директора и стал проводить свою политику в жизнь. Теперь у нас есть три полноценные экспозиции. Основная это, конечно, «Литературный этаж» в честь 100-летия существования литературы в этом пространстве. Плюс дополнительные выставки, посвященные советскому прозаику, поэту, критику, мемуаристу, археологу, искусствоведу и журналисту Юрию Домбровскому и писателю, врачу Михаилу Булгакову, который непосредственно связан с этой крышей, поскольку здесь происходили важные моменты его судьбы, в том числе литературные. И третья часть – административная анфилада, где можно погрузиться в атмосферу советского издательства, увидеть мебель, планировку, антураж, кинохронику, комнату, в которой снимались сцены для культового фильма Карена Шахназарова «Курьер». Так что сегодня для нас знаменательный день – из 600 метров помещения редакции ровно треть теперь занимают экспозиции и инсталляции музея, куда теперь могут приходить москвичи и гости столицы. Немногие знают, что у нас в стране есть такой феномен, где литературная жизнь не прекращается в течение уже целого века. Поразительно, сколько в этом месте объединено имен, исторических пластов, наслоений. Я сам ощущаю себя здесь как будто в петле времени».
Об архивно-розыскной работе
«Была проведена огромная архивно-розыскная работа среди архивов редакции, очень многое мы нашли в Российском государственном архиве литературы и искусства, что-то купили на аукционах. Достаточно затратной оказалась киночасть, потому что материалы, которые мы использовали для кинохроники, существуют только на кинопленках. Вообще кинематографическая история Дома Нирнзее началась еще в дореволюционные годы, когда на крыше режиссерами Венгеровым и Гардиным был оборудован кинопавильон для съемок немого кино. Наш архивист специально ездил искать и просматривать все эти пленки в архивах Госфильмофонда в Красногорске, а потом мы заказывали и копировали их. Особенная наша гордость в том, что все москвоведы до этого писали, что эти пленки были утеряны после революции, что этих фильмов нет, что сохранились только отдельные кадры и фотографии. Неправда, вот наш профессиональный архивист Илья Иванов поработал в архиве и нашел эти артефакты. Таким образом, они впервые демонстрируются публике спустя 100 лет на нашей выставке. В общей сложности мы год работали над тем, чтобы посмотреть архивные материалы, атрибутировать их, сделать цифровые копии, запросить и получить разрешения, в том числе на то, чтобы демонстрировать кадры из «Курьера» или «Служебного романа» – кинолент, некоторые сцены которых тоже снимались здесь».
О планах
«Впереди еще большая работа, потому что на этой выставке представлена очень малая часть тех материалов и документов, которые можно было бы показать, но размеры помещений не позволяют. Для того чтобы выйти из положения, мы издаем каталог, в котором будет представлена выборка наиболее ярких и говорящих документов, связанных с литературным этажом. Хочу сказать, что до последнего у нас не было уверенности, что все это получится. Благодаря тому, что Национальный фонд поддержки правообладателей стал соорганизатором выставки, мы смогли реализовать такой масштабный проект. Конечно, сама редакция не справилась бы с таким объемом. Ведь сначала мы хотели отметить созданием выставки 65-летие нашего журнала в 2022 году, но тогда не получилось, однако в итоге мы отмечаем 100-летие литературной жизни в Доме Нирнзее».
Попасть в петлю времени можно до 1 июля 2025 года. Время посещения: с понедельника по пятницу, с 15 до 20 часов. Выставка рассчитана на аудиторию 16+.
Предварительная регистрация для посещения обязательна. Зарегистрироваться можно по ссылке.