МенюЗакрыть
Главная/ Новости/ Петля времени на крыше Дома Нирнзее. Место, куда уже целый век литераторы приносят свои рукописи

Петля времени на крыше Дома Нирнзее. Место, куда уже целый век литераторы приносят свои рукописи

23 сентября, 2024

19 сентября 2024 года в самом центре столицы торжественно открылась выставка «Литературный этаж. 100 лет на крыше Дома Нирнзее». Целый год ее кропотливо собирали сотрудники редакции журнала «Вопросы литературы», приглашенные исследователи, реставраторы и волонтеры. Финансовую поддержку проекту оказали Фонд президентских грантов и Национальный фонд поддержки правообладателей. Партнерами выступили Государственный музей М.А.Булгакова, Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля, Музей Москвы и концерн «Мосфильм».

Петля времени на крыше Дома Нирнзее. Место, куда уже целый век литераторы приносят свои рукописи

«Все это невозможно и невероятно – век литературы в одном месте прямо посреди Москвы. Кажется, что этот заповедник возник и существует подобно уголкам природы, которые обходит стихия, меняющийся климат и человек. Об этом мирке нужно знать. Этот мирок отважен, но очень хрупок. Погубить его может банальное равнодушие…» – писал в 2022 году в своей статье «Век литературы на одной крыше» литературовед, критик, журналист и эссеист Игорь Дуардович. Уже тогда он вынашивал план показать всем эту вселенную.

Немного истории

В 1924 году на десятом этаже первого московского «тучереза» – Дома Нирнзее – открылось кооперативное издательство «Московское товарищество писателей» (МТП), организованное по инициативе литературного объединения пролетарских писателей «Кузница». Издательство делило этаж с кафе-столовой «Крыша». Такое соседство ненадолго превратило эту часть дома в мультиформатное культурно-развлекательное пространство, напоминающее нынешние музейные центры и арт-площадки.

В конце 1920-х годов кафе-столовую закрыли, а в 1934-м произошло слияние МТП, «Издательства писателей в Ленинграде» и «Советской литературы». В результате появилось новое издательство – «Советский писатель», которое выпускало главным образом новинки советских прозаиков, поэтов, критиков и литературоведов, включая переводную литературу народов СССР. Тогда зал-столовую разделили перегородками, дверями и встроенными шкафами, а балюстраду замуровали на антресоли, устроив там хранилище. Именно сюда приносили свои рукописи А.Толстой, И.Ильф и Е.Петров, Б.Пастернак, А.Твардовский, А.Ахматова, С.Маршак, А.Солженицын, М.Шолохов, В.Шкловский, К.Паустовский, К.Симонов, А.Платонов.

В 1974 году «Советский писатель» переехал в здание на Поварской улице, 11. А на его месте поселилась редакция журнала критики и литературы «Вопросы литературы», в котором с 1957 года печатались известные ученые и писатели. В перестроечное время для всей литературной периодики началась печальная эпоха, связанная с борьбой за выживание. Журнал, к счастью, удалось сохранить. За 67 лет было напечатано 8,5 миллионов экземпляров совокупного тиража и более 15 тысяч статей. Современная редакция журнала всеми силами старается сберечь традиции литературного этажа. Здесь по-прежнему собираются известные писатели и литераторы, ведутся оживленные беседы и споры. В 2019 году при редакции и поддержке НФПП открылась школа писательского мастерства «Пишем на крыше», инициатором которой стал новый директор журнала Игорь Дуардович.

Игорь Дуардович в 18 лет стал победителем 5-го Московского открытого городского конкурса молодых журналистов «Ступень к успеху» в номинации «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». В 24 года пришел работать в журнал «Вопросы литературы», в 30 занял должность директора издания. В день открытия выставки он сам встречал гостей и проводил экскурсии для посетителей. И вот что он рассказал.

Об идее проекта

«Все развивалось последовательно. Еще когда я не был директором журнала, я говорил о том, что нужно проводить в помещении редакции культурные мероприятия и заниматься музейной работой, учитывая богатую историю этого места. Со временем я занял должность директора и стал проводить свою политику в жизнь. Теперь у нас есть три полноценные экспозиции. Основная это, конечно, «Литературный этаж» в честь 100-летия существования литературы в этом пространстве. Плюс дополнительные выставки, посвященные советскому прозаику, поэту, критику, мемуаристу, археологу, искусствоведу и журналисту Юрию Домбровскому и писателю, врачу Михаилу Булгакову, который непосредственно связан с этой крышей, поскольку здесь происходили важные моменты его судьбы, в том числе литературные. И третья часть – административная анфилада, где можно погрузиться в атмосферу советского издательства, увидеть мебель, планировку, антураж, кинохронику, комнату, в которой снимались сцены для культового фильма Карена Шахназарова «Курьер». Так что сегодня для нас знаменательный день – из 600 метров помещения редакции ровно треть теперь занимают экспозиции и инсталляции музея, куда теперь могут приходить москвичи и гости столицы. Немногие знают, что у нас в стране есть такой феномен, где литературная жизнь не прекращается в течение уже целого века. Поразительно, сколько в этом месте объединено имен, исторических пластов, наслоений. Я сам ощущаю себя здесь как будто в петле времени».

Об архивно-розыскной работе

«Была проведена огромная архивно-розыскная работа среди архивов редакции, очень многое мы нашли в Российском государственном архиве литературы и искусства, что-то купили на аукционах. Достаточно затратной оказалась киночасть, потому что материалы, которые мы использовали для кинохроники, существуют только на кинопленках. Вообще кинематографическая история Дома Нирнзее началась еще в дореволюционные годы, когда на крыше режиссерами Венгеровым и Гардиным был оборудован кинопавильон для съемок немого кино. Наш архивист специально ездил искать и просматривать все эти пленки в архивах Госфильмофонда в Красногорске, а потом мы заказывали и копировали их. Особенная наша гордость в том, что все москвоведы до этого писали, что эти пленки были утеряны после революции, что этих фильмов нет, что сохранились только отдельные кадры и фотографии. Неправда, вот наш профессиональный архивист Илья Иванов поработал в архиве и нашел эти артефакты. Таким образом, они впервые демонстрируются публике спустя 100 лет на нашей выставке. В общей сложности мы год работали над тем, чтобы посмотреть архивные материалы, атрибутировать их, сделать цифровые копии, запросить и получить разрешения, в том числе на то, чтобы демонстрировать кадры из «Курьера» или «Служебного романа» – кинолент, некоторые сцены которых тоже снимались здесь».

О планах

«Впереди еще большая работа, потому что на этой выставке представлена очень малая часть тех материалов и документов, которые можно было бы показать, но размеры помещений не позволяют. Для того чтобы выйти из положения, мы издаем каталог, в котором будет представлена выборка наиболее ярких и говорящих документов, связанных с литературным этажом. Хочу сказать, что до последнего у нас не было уверенности, что все это получится. Благодаря тому, что Национальный фонд поддержки правообладателей стал соорганизатором выставки, мы смогли реализовать такой масштабный проект. Конечно, сама редакция не справилась бы с таким объемом. Ведь сначала мы хотели отметить созданием выставки 65-летие нашего журнала в 2022 году, но тогда не получилось, однако в итоге мы отмечаем 100-летие литературной жизни в Доме Нирнзее».

Попасть в петлю времени можно до 1 июля 2025 года. Время посещения: с понедельника по пятницу, с 15 до 20 часов. Выставка рассчитана на аудиторию 16+.

Предварительная регистрация для посещения обязательна. Зарегистрироваться можно по ссылке.