МенюЗакрыть
Главная/ Пресса/ Пресса о Фонде/ В Екатеринбурге завершился фестиваль документального кино "Россия"

В Екатеринбурге завершился фестиваль документального кино «Россия»

18 октября, 2016

В конкурсе Открытого фестиваля документального кино «Россия», который в 27-й раз проходил в Екатеринбурге, участвовали 33 фильма, снятых в полном и коротком метре, среди них 7 дебютов. Соревновались режиссеры опытные и начинающие, среди режиссеров мужчин и женщин было почти поровну — 15 и 16.

Гран-при завоевала Наталья Гугуева с фильмом «Форсаж. Возвращение» (оператор Ирина Уральская). Эта картина получила еще несколько наград: приз администрации города Нижнего Тагила, где также проходили фестивальные показы, приз газеты «Уральский рабочий». Национальный фонд поддержки правообладателей вручил режиссеру грант на съемки будущего фильма в размере 100 тысяч рублей.

В 2001 году Наталья Гугуева, недавняя балерина и хореограф, получившая затем второе образование во ВГИКе в сценарной мастерской Валентина Черныха, буквально ворвалась в документалистику, сразу обратив на себя внимание дебютным фильмом «Форсаж» о летчиках-испытателях.

Пятнадцать лет спустя Наталья Гугуева сняла «Форсаж. Возвращение», вернувшись вместе со своими героями в Украину, в благословенную красоту Крыма, где в 1991 году случилось драматическое расставание уникального полка летчиков-испытателей палубной авиации. Они служили вместе, были друзьями, эти люди разных кровей — русские, украинцы, грузины — граждане большого государства. Им пришлось принимать непростое решение. Одни присягнули Украине, ставшей после распада СССР отдельной страной, другие предпочли уволиться из полка, чтобы не принимать присягу второй раз — после той первой, советской. Пятнадцать летчиков вместе с командиром полка Тимуром Апакидзе вернулись в Россию и уехали служить на Северный флот.

За минувшие годы не стало главного героя первого «Форсажа», выдающегося летчика Тимура Апакидзе: он погиб во время испытательного полета.

В новом фильме «Форсаж. Возвращение» еще живой, подтянутый, боевой красавец-командир Апакидзе из тех далеких 90-х, когда уже ясно, что полк окончательно расформирован, желает друзьям-однополчанам, чтобы «никогда не пришлось видеть друг друга в перекрестье оптического прицела»

Но именно это и случилось. Драма обернулась трагедией. Порвались человеческие связи, распались семьи, друзья стали непримиримыми врагами.

Сергей Урсуляк, председатель жюри, снявший многосерийный «Тихий Дон» о страшном противостоянии и расколе внутри страны, разделившем людей на своих и чужих, не случайно проникся этим созвучным ему фильмом. Будучи признанным мастером игрового кино, он убежден, что кино документальное сегодня чуть ли единственный вид искусства, которому по-настоящему интересны люди.

«Сильный, эмоциональный рассказ выходит за рамки одного полка, — считает Сергей Урсуляк. — Здесь с разных сторон и очень человечно показана проблема, которая существует у очень многих людей — по сути дела, у всей страны. Открытый разговор на такую болезненную тему — это очень правильно и хорошо. Фильм многослойный, задевающий за живое, с яркими, мощными героями, с замечательной операторской работой — мы его выбрали единогласно».

Операторы

Известный оператор Шандор Беркеши, работающий в игровом кино, был поначалу даже удивлен, что его позвали в жюри документального кино. В итоге очень этому радовался: в конкурсе были фильмы, отмеченные незаурядным визуальным дарованием авторов. Такой талантливой работой оказались «Собиратели морской травы» молодого режиссера Марии Мурашовой. Своих героев она отыскала на Соловках, там с мая до конца лета бригады рабочих собирают морскую капусту. Вряд ли нашелся бы режиссер игрового кино, которому захотелось сделать об этом кино. А у Марии получился медитативный, философский, красивый фильм, показывающий реальность, которую мы не знаем, покоряющий правдивостью существующих в ней людей с их вечными проблемами и ежедневными трудностями.

Как сказал самый обычный зритель из числа тех, кто заполняет залы екатеринбургского Дома кино на всех сеансах фестиваля «Россия»: «многие простые русские люди сейчас находятся в такой ситуации, когда вынуждены работать за гроши. Собиратели морской травы оторваны от общества, возможно, они сидельцы. Но у них по-своему красивая жизнь, хотя и очень трудная. Ставлю фильму высший балл».

Наградой за лучшую операторскую работу жюри оценило фильм «Холодные уши» режиссера Линуса Микута из Литвы. Оператор Кристина Серейкайте настолько поэтично и выразительно запечатлела непростую жизнь героев фильма — отца и его глухонемого сына на хуторе вдали от людей, — что остается только пожалеть, что талантливым документальным произведениям у нас крайне редко удается вырваться за пределы фестивальных показов.

Прогноз погоды

Пока в прокате делает сборы грандиозный «Ледокол» Николая Хомерики, старый корабль «Михаил Сомов», ставший прообразом ледокола «Михаил Громов» для этого фильма-катастрофы, совершает свое обычное плавание по Северному морскому пути. Он везет продовольствие, топливо, оборудование на остров Врангель, зачастую вынужденно ожидая хорошего прогноза погоды, чтобы двигаться вперед. В арктический холод, в удаленную от цивилизации глушь едут сильные мужчины в надежде заработать. Живут в полуразрушенных домах, не имея никакой связи с миром.

Режиссер Иван Твердовский пробыл на теплоходе «Михаил Сомов» два с половиной месяца, разделив с полярниками все тяготы их суровой жизни. Его фильм «Прогноз погоды» создает для зрителей настоящий «эффект погружения», заставляя почувствовать на себе, каково это — быть продуваемым северными ветрами и делать свою работу несмотря ни на что.

В прошлом году Твердовский после арктического путешествия сделал и показал на екатеринбургском фестивале фильм «Грумант. Остров коммунизма». Теперь его «Прогноз погоды» получил приз за лучшую режиссуру.

Дебютанты

Интересно, что среди новых имен на фестивале «Россия» — в основном девушки, их шестеро из семи дебютантов. Награду за дебют получила Варвара Филипчук за фильм «Переведи меня через майдан» — о двух пожилых подругах, живущих в центре Киева. Их дружбу, сохраненную с детских лет, сопровождают сегодня жаркие споры об Украине и России. Из-за идейных разногласий одна из них даже рассталась с мужем, но верность дружеским отношениям непоколебима. В финале две немолодые женщины выходят на оживленную улицу, поддерживая друг друга. Посыл у фильма трогательный и верный, но исполнение не во всем убеждает: документальная лента выглядит чрезмерно срежиссированной, постановочной.

Самым обаятельным дебютом можно назвать «Дневник училки» Дарьи Абатуровой из Перми. Героиня ее фильма — юная учительница Алина, которая на момент съемок работала в школе всего пять месяцев. Камера наблюдает, как строятся ее отношения с учениками, с коллегами, чему радуется «училка», что ее печалит и заставляет думать о том, чтобы бросить преподавание в школе… Среди огорчений — мизерная, невозможная зарплата в 6 тысяч 130 рублей, в то время как государство клятвенно обещало повысить заработок учителей.

Алина — настоящий педагог по призванию. Она умеет увлечь своих сложных подопечных, привить им любовь к учению. В итоге она остается в школе, финальный титр сообщает нам, что ее ученики стали побеждать в Олимпиадах по физике, чего прежде никогда не случалось. «Училка» победила равнодушие, лень, апатию учеников и некоторых старших коллег. Вот только денег по-прежнему нет, и приходится держаться.

«Россия» — 28

Георгий Негашев, директор Открытого фестиваля документального кино «Россия», на вопрос о планах отвечает кратко: на следующий год провести 28-й фестиваль. И нет сомнений: фестивальная команда с этим справится. Хотя финансируется фестиваль исключительно Министерством культуры, спонсоров и меценатов у него нет. Однако в Год кино министерство ведет себя загадочно: 27-й фестиваль уже подвел итоги, а финансирование на него до сих пор не получено.

«Это говорит о том, что «Россия» не нечто преходящее, сегодня есть, а завтра нет, наш фестиваль некая постоянная величина, и наши партнеры нам доверяют, — не унывает Негашев, — Мы все делаем в долг. Аренда кинотеатра, где проходит открытие и закрытие, гостиница, авиаперелеты — все в долг. Именно этот фестиваль стал лакмусом проверки доверия нашему фестивалю. Теперь мы точно знаем: он непременно состоится и в будущем году. Что он был, есть и будет».