Музыканты Иерусалимского фестиваля камерной музыки покорили столичную публику

21 марта 2015

17 и 18 марта Иерусалимский фестиваль камерной музыки впервый за свою историю прошел в Московской консерватории. Его организаторами выступили ФГУП «Фирма Мелодия», Национальный фонд поддержки правообладателей и Посольство Израиля в России. Оба выступления прошли с полным аншлагом и произвели неизгладимое впечатление на публику Москвы.

Первый фестивальный день проходил в уютной обстановке Рахманиновского зала, в котором в 2-х отделениях звучала исключительно музыка Моцарта. Вместе с Еленой Башкировой в столицу России приехали музыканты-друзья фестиваля из разных стран: альтист Амихай Гросс, скрипачи Райнер Хонек и Мадлен Карузо, кларнетист Паскаль Морагес и виолончелист Франц Хельмерсон. Этих музыкантов основательница мероприятия называет своей «основной командой», так как они приезжают в Иерусалим практический каждый год для того, чтобы погрузиться в удивительную атмосферу музыкального единения и творчества.

На концерте прозвучали Дуэт для скрипки и альта № 2 си-бемоль мажор, Фортепианное трио ми-бемоль мажор, Фортепианный квартет № 1 соль минор и Квинтет для кларнета и струнных ля мажор. Ни в одном из этих произведений не повторялся один и тот же ансамбль, но каждое из них звучало цельно и изысканно в исполнении участников фестиваля, которые встретились в Москве после долгой разлуки, чтобы снова помузицировать вместе. Программу второго дня разнообразили произведения Роберта Шумана — в Малом зале музыканты исполнили Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор и «Сказочные повествования» композитора-романтика, а также Сонату для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор и Фортепианный квартет №2 ми-бемоль мажор Моцарта. В этот же вечер состоялась презентация CD-альбома из 5 дисков серии «Корифеи фортепианного искусства ХХ века» с избранными записями знаменитого пианиста Дмитрия Башкирова, отца основателя фестиваля Елены Башкировой. Этот альбом выпущен ФГУП «Фирма Мелодия» при поддержке НФПП.

— Для меня большое счастье слышать сегодня не только мою дочь, но и такой потрясающий ансамбль солистов, — заявил маэстро со сцены. — Такое единение в музыке — большая редкость, каждый из участников — истинный музыкант во всех смыслах. Для меня Малый зал консерватории несет символический смысл, ведь именно здесь я играл на экзамене, поступая в консерваторию. Поэтому сегодня здесь для меня особая атмосфера. Большое спасибо, что пришли! Надеюсь, мы еще встретимся в будущем!

Гости фестиваля единогласно отмечали особую атмосферу, которая царила на обоих концертах.

— Удивительные чувства! Фестиваль вызвал восхищение тем, как играли, что играли, совершенно потрясающей атмосферой, которая передавалась со сцены в зал. Видно, что музыканты влюблены в свои инструменты и в музыку, которую они играют, — рассказал о своих впечатлениях композитор и дирижер Анатолий Кролл. — Восхитительно органичное соединение души, мастерства и музыкальности. Помимо удивительного владения инструментами, чувствовалось исключительное взаимодействие в ансамбле, постоянный диалог — музыканты даже движениями показывали эту потрясающую сопричастность. Каждый звук был поцелован, не было ни одной формально сыгранной ноты. Это великолепная школа для молодых музыкантов, которые могли услышать, как люди умеют жить в музыке, играя с любовью и с такой отдачей. Отдельное спасибо хотелось бы выразить Национальному фонду поддержки правообладателей, который подарил нам эти два концерта-чуда.

Руководитель Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Иванович Скрипка после выступления долго делился впечатлениями с Анатолием Кроллом. Он был восхищен мастерством музыкантов, отобранным репертуаром и отличной организацией фестиваля.

— Мастерство артистов высочайшего класса позволило наилучшим образом передать очарование и нежность музыки Моцарта, динамизм и эмоциональную насыщенность произведений Шумана. Хочется отметить выразительность фразировки, красоту тембра, великолепное чувство стиля и музыкальной формы в исполнении произведений. Несмотря на то, что музыканты не играют постоянно вместе, ансамбль очень сыгранный. Концерт прошел на одном дыхании, — поддержала общее мнение концертмейстер Светлана Семенова.

— Должен сказать, что таких концертов, как на этом фестивале, было немного за всю мою жизнь. Уровень музыкальных потрясений могу сравнить разве что с впечатлениями от оркестра Караяна,— говорит с восхищением режиссер Николай Скорик. — Совершенно фантастическая камерная музыка и удивительные музыканты. Уникальность, помимо всего прочего, состоит в том, что этот ансамбль собрался на одной сцене в силу сложившейся ситуации — музыканты налаживают эту тонкую живую связь прямо у нас на глазах. Вопрос виртуозности даже не обсуждается — так сыграть Моцарта дано очень немногим, это высочайший уровень. Особая, живая музыка, восхитительная неотрепетированная слаженность — концерт для настоящих музыкальных гурманов!

Согласие с коллегами высказал и пианист Александр Мндоянц: «Замечательный фестиваль, могу выразить только благодарность его руководителю Елене Башкировой за то, что она познакомила москвичей с этим замечательным явлением — ведь нам, конечно, не так просто попасть в Иерусалим, чтобы им насладиться. Выдающиеся музыканты, прекрасно подобранный материал. Мы все получили огромное удовольствие от этих концертов!»