МенюЗакрыть
Главная/ Пресса/ Пресса о Фонде/ Елена Башкирова: «Каждый хороший исполнитель должен интересоваться музыкой всех эпох»

Елена Башкирова: «Каждый хороший исполнитель должен интересоваться музыкой всех эпох»

06 марта, 2015

В преддверии московских концертов Иерусалимского фестиваля камерной музыки его художественный руководитель и идейный вдохновитель Елена Башкирова рассказала корреспонденту InterMedia о подготовке к выступлениям и любви к бессмертной музыке Моцарта.

— 17 марта уже скоро, консерватория ждет. Волнуетесь перед визитом в родные стены?

— Конечно, знаете, для меня консерватория — это всегда большое волнение и воспоминания об экзаменах. Особенно Малый зал — в Рахманиновском я никогда сама не играла и очень рада с ним познакомиться, а Малый я, конечно же, хорошо знаю и всегда волнуюсь, возвращаясь туда. Но это приятное волнение, тем более, что годы экзаменов остались далеко позади.

— Выступления в Москве логически предваряют сентябрьский фестиваль, или все же позиционируются как независимое мероприятие?

— Скорее независимое, потому что в Иерусалиме фестиваль пройдет только в сентябре, и до этого будет много разных концертов. Когда речь идет о турне — а поездку в Москву все-таки можно назвать маленьким двухдневным турне — программа составляется совершенно иначе, чем на большом фестивале. Ведь по сути для зрителей это знакомство с фестивалем.

— Получается интересный контраст: тема грядущего фестиваля в Иерусалиме — бетховенские квартеты и музыка композиторов более позднего времени, а в Москве вы будете играть Моцарта и Шумана…

— Несомненно. Так же можно сказать и о Берлине, где в апреле мы проводим мини-фестиваль и тоже имеем возможность поработать с отдельной темой. С Иерусалимом все понятно — там у нас уже есть публика, которая в течение многих-многих лет приходит на фестиваль. Мы выросли с этой публикой и знаем, что для нее нужно играть. Люди интересуются и современной музыкой — музыкой наших дней, классикой 20 века, но все эти предпочтения сначала нужно выяснить, а о московской публике в этом плане нам пока еще ничего неизвестно. В то же время я не верю, что программы должны состоять только из современной или, например, только барочной музыки — очень люблю смешивать жанры и эпохи. Это интересно и для публики, и для самих исполнителей. Мне кажется, каждый хороший исполнитель должен интересоваться музыкой всех эпох. С другой стороны, играть программу, в основном состоящую из Моцарта — это, пожалуй, настоящий музыкальный Олимп и одна из самых трудных задач.

— Нельзя сказать, что камерная музыка в Москве пользуется такой уж бешеной популярностью — у нее сложился свой круг почитателей, а широкая публика все же предпочитает масштабные концерты. На какой прием вы рассчитываете, чего ожидаете от столицы?

— Я, честно говоря, даже не могу себе представить. Для нас самое главное — чтобы публика получила удовольствие, чтобы люди пришли на концерты, потому что им интересно, а не из чувства социального долга: «все ходят, и мне надо». Хочется иметь идеальную публику — в Иерусалиме она есть, зрители буквально дышат вместе с музыкантами, но для создания такой атмосферы потребовались многие годы. Они всегда знают произведения, которые слушают, а новые произведения впитывают с огромным интересом и любознательностью. Надеемся встретить публику, которая хотела бы узнать что-то новое — ведь именно в произведениях больших классиков вроде Моцарта всегда можно открыть для себя какие-то новые стороны.

— Моцарт, бесспорно, способен пробудить эмоции даже в самых равнодушных людях.

— Конечно, это божественная музыка, и поэтому она никогда не остается одинаковой. Всегда находишь какую-то деталь или настроение. Для меня, например, Моцарт неотделим от оперы — я всегда воспринимаю его через эту призму, представляю себе характеры оперных персонажей.

— Возвращаясь к фестивалю, чем будут отличаться программы первого и второго дня?

— Вторая программа, пожалуй, чуть-чуть посолидней, она ориентирована на больший зал. Но в целом они примерно равнозначны. При этом, даже если взять одного только Моцарта, будет звучать разнообразнейшая музыка — ни одно произведение не повторяет один и тот же ансамбль. Разные составы, разные характеры — все это очень интересно.

— А музыканты, которые приедут в Москву, все они будут выступать и на фестивале в Иерусалиме?

— Будут либо на этом фестивале выступать, либо выступали в прошлые годы – это наша основная команда, если можно так выразиться. Первая скрипка — Райнер Хонек. У него есть своя публика в Москве — он приезжал, например, в прошлом году, и мы вместе с ним и Александром Князевым играли в Большом зале консерватории трио Шуберта. Замечательный скрипач, первый концертмейстер Венской филармонии — идеальный музыкант для Моцарта. Вторая скрипка — Мадлен Каррузо из Берлинской филармонии. Она играет как на скрипке, так и на альте, в том числе на фестивале в Иерусалиме, но в Москве выступит в качестве скрипачки. Амихай Грос — замечательный альтист, который в течение многих лет был членом Иерусалимского струнного квартета, а теперь работает концертмейстером альтовой группы в Берлинской филармонии. Франца Хельмерсона, виолончелиста, пожалуй, можно бесспорно назвать самым важным и известным педагогом по виолончели нашего времени. И, наконец, наш изумительный кларнетист Паскаль Морагес, соло-кларнет в Оркестре де Пари. Все эти музыканты, действительно, приезжают на наш фестиваль почти каждый год из разных стран — такой вот у нас сложился интернациональный ансамбль.

— Удивительно, когда настолько разносторонние музыканты собираются вместе, чтобы помузицировать.

— Да, это огромное удовольствие, я с нетерпением жду, когда мы встретимся и начнем репетировать!

— А вас мы услышим сольно в Москве?

— В этот раз нет, только в этих двух концертах. А так, когда-нибудь… Я с удовольствием. А в этот раз придется столько нот сыграть — одни только фортепианные квартеты Моцарта чего стоят. На то, чтобы отрепетировать всю программу, уходит целый день!

— Расскажите о сотрудничестве с Национальным Фондом Поддержки Правообладателей, который проводит Иерусалимский фестиваль камерной музыки в Москве.

— Это была замечательная идея! Сотрудники фонда приезжали в Иерусалим, и я даже не могла представить, что они действительно претворят ее в жизнь. Я очень рада, что такая уважаемая организация взяла на себя ответственность за проведение фестиваля в Москве. Было очень приятно, что они с большим энтузиазмом и любовью к этому отнеслись. Я надеюсь, что для них это будет позитивный опыт.

— Приедете ли Вы к нам с фестивалем в следующем году или пока присматриваетесь, и мартовские концерты станут разовой акцией?

— Это зависит исключительно от того, как нас примут. Я бы с удовольствием делала это ежегодно, мы бы приезжали с одним-двумя концертами. Посмотрим, как пройдет — вы совершенно правильно заметили, нужно присмотреться и понять, нужно ли вообще это кому-то в Москве. В первую очередь, конечно, важно, чтобы люди узнали о том, что такие концерты вообще есть, а уж потом посмотрим на реакцию и сможем обдумывать будущее. Главное, чтобы людям это было нужно.