МенюЗакрыть
Главная/ Пресса/ Пресса о Фонде/ В рамках 33 фестиваля ВГИК состоялся круглый стол "Куда податься дебютантам?"

В рамках 33 фестиваля ВГИК состоялся круглый стол «Куда податься дебютантам?»

20 ноября, 2013

19 ноября 2013 в рамках 33 Международного кинофестиваля ВГИК в конференц-зале Дома кино состоялся круглый стол «Куда податься дебютантам?», организованный при поддержке Молодежного Центра СК РФ.

Генеральный директор киноисследовательской компании «КиноЭкспертиза», руководитель компании «Movie Research» Олег Иванов начал дискуссию словами: «Если так пойдет дальше, то не будет смены поколений в кинематографе». Он отметил необходимость увеличения доли дебютов в отечественном кино: должно выходить не менее пятнадцати дебютов в год, на которые из государственного бюджета требуется около 400 миллионов рублей. Иванов заметил, что молодые кинематографисты должны входить в состав Экспертных советов при Министерстве Культуры, но при этом не лоббировать свои проекты. Особого внимания требует процесс кинопроката дебютного кино. Размышляя о способах контроля качества дебютов, Олег Иванов предложил уже на стадии питчинга ориентироваться на зрителя: режиссер не может игнорировать коммуникативную функцию кино; фильм – это всегда диалог творца со зрителем.

Председатель комиссии по культуре Московской Городской Думы Евгений Герасимов рассказал о возможностях создания ниш для показов дебютного отечественного кино в кинотеатральной системе. Проблемами, связанными с прокатом короткого метра, поделилась директор ГБУК «Московское кино» Василиса Орестова. Она поблагодарила Молодежный центр за организацию и проведение регулярных показов в кинотеатре «Звезда» и обратила внимание молодых продюсеров на необходимость получения прокатного удостоверения, без которого показ фильма является рискованной операцией для кинотеатра. «Мне хотелось бы обратить на эти проблемы внимание Министерства культуры, чтобы разработать механизм показа короткого метра» — подытожила Василиса Орестова.

Сопредседатель правления Молодежного центра Филипп Абрютин привел примеры «хорошего» и «плохого» Запада: в США нет молодежной политики в области кино, поскольку государство не заинтересовано в поиске финансирования для дебютанта, зато в Скандинавии дебюты поощряются и уже за написание сценария автор получает зарплату. «Нам надо искать середину между плохим и хорошим западом», — сказал Абрютин.

Кинорежиссер и педагог Владимир Фенченко отметил, что каждому начинающему режиссеру для начала необходимо доказать свое право на то, чтобы снимать кино. Для тех же, кто такое моральное право имеет – пока нет реальных и простых возможностей для реализации дебютного кино. Он отметил, что его ученики заранее настроены на поражение, поскольку совершенно непонятны критерии оценки проектов при распределении государственных средств. «Почему одному дают деньги, а другому нет? кто определяет эти критерии?» — задал риторические вопросы Фенченко.

Педагог и сценарист Михаил Фатахов поддержал мэтра, отметив, что режиссер все время вынужден находиться в позиции просящего. «Не надо изначально считать себя гениальным режиссером — такой «болезнью» часто страдают молодые, — но надо уметь достойно представить свой проект» — отметил Фатахов. В конце концов тот, кто очень хочет снять кино – своего добьется. Например, режиссер Арсений Гончуков – человек активно желающий снимать – сделал уже два полнометражных фильма с небольшим бюджетом, который ему удалось собрать самому.

Продюсер и режиссер Борис Токарев, директор киностудии «Дебют» вспомнил о золотом времени своей студии, когда получали финансирование многие проекты начинающих режиссеров и были созданы первые фильмы Сокурова, Снежкина, Овчарова. Так отечественный кинематограф получил всю ленинградскую школу. Токарев вспомнил о хорошей традиции: молодой режиссер в начале работы на студии обязательно снимал короткометражку, которую смотрел и оценивал Художественный совет в составе Григория Чухрая, Эмиля Лотяну, Андрея Кончаловского и других опытных мастеров. После того, как они подтверждали высокий профессиональный уровень дебютанта, с ним начинали обсуждать следующий проект. «Сегодняшнее дебютное кино должно превратиться в системное кино!» — резюмировал Токарев.

Генеральный директор «ВГИК-Дебют» — организатора 33 фестиваля ВГИК – режиссер, продюсер Фёдор Попов поделился своим опытом работы с молодыми режиссерами. Он предложил Союзу Кинематографистов обратиться в Минкульт с предложением о возрождении практики финансирования производства и проката короткометражного кино. Попов отметил необходимость разработки на государственном уровне четкой концепции по интеграции молодых кинематографистов в киноотрасль.

Подводя итоги круглого стола, исполнительный директор Молодежного центра СК РФ Дмитрий Якунин, отметил, что ряд озвученных на круглом столе задач, уже решается Центром. В конце года в Доме кино пройдет показ победителей фестивалей студенческого и дебютного кино, на который будут приглашены продюсеры, заинтересованные в дебютантах. В финале встречи Дмитрий сообщил радостную новость для начинающих авторов о проведении II питчинга дебютантов, который состоится в конце января под эгидой Национальной Академии кинематографических наук и искусств России и при поддержке Союза Кинематографистов России, Национального фонда поддержки правообладателей и Молодежного центра.