МенюЗакрыть
Главная/ Пресса/ Пресса о Фонде/ «Он был невидимым»: в Архангельск привезли работы Игоря Гневашева — автора фотохроники советского и российского кино

«Он был невидимым»: в Архангельск привезли работы Игоря Гневашева — автора фотохроники советского и российского кино

04 декабря, 2019

На уникальных кадрах Никита Михалков в образе Александра III говорит по мобильнику верхом на белом коне, Олег Басилашвили держит бездомного щенка на руках, а неизвестная бабуля уборщица наводит порядок на съёмках «Мёртвых душ».

Программы фестиваля Arctic Open в ЦСИ-Архангельск на базе музея художественного освоения Арктики имени Борисова.

Портрет Никиты Михалкова — со съёмок той самой сцены «Сибирского цирюльника», в которой режиссёр играет императора Александра III. О том, что кадр сделан после команды «Камера! Стоп!» говорит только допотопный по нынешним временам сотовый телефон — ещё с антенной. Впрочем, тогда, в 1997 году, Никита Сергеевич был, наверное, одним из тех немногих, кто мог позволить себе такую роскошь. Бездомный щенок забрёл на съёмки фильма «Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя» совершенно случайно. Но Игорь Гневашев предложил Олегу Басилашвили с ним сфотографироваться. А пожилая уборщица, которая взялась мыть пол перед актрисами в бальных платьях на съёмочной площадке «Мёртвых душ» Михаила Швейцера, сама прославилась — стала героиней работы «Последний штрих». Сегодня этот снимок имел бы все шансы превратиться в мем.

Кинофотограф Игорь Гневашев, который был вхож на съёмки к Андрею Тарковскому, Василию Шукшину, Сергею Соловьёву, Леониду Гайдаю, Сергею Бондарчуку и другим киномэтрам, создал тысячи кадров, теперь невероятно ценных для истории отечественного кино. И он сам, по сути, стал частью этой истории: почти 20 лет он снимал для журналов «Советский экран» и «Советский фильм», был членом Союзов журналистов и кинематографистов России, становился лауреатом многочисленных профессиональных премий.

Режиссёр Элем Климов стоит за камерой на съёмках «Иди и смотри», Василий и Лидия Шукшины позируют для семейного портрета, Александр Митта треплет за волосы Владимира Высоцкого на съёмках «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил», Олег Янковский прилёг на траву под зонтикам в перерывах между дублями фильма «Храни меня, мой талисман»… Игорь Гневышев запечатлел то, к чему простой кинолюбитель прикоснуться никак не мог.

Эти и другие работы из портфолио своего покойного супруга, ушедшего из жизни в 2016-м, его вдова Людмила Бурова подарила Национальному фонду поддержки правообладателей. А фонд, который во второй раз сотрудничает с кинофестивалем Arctic Open, предоставил часть из них для выставки в Архангельске.

Как на открытии выставки сказала исполнительный директор НФПП Наталья Гойденко, фонд занимается «сохранением культурного наследия страны».

— Мы очень рады долговременному сотрудничеству с кинофестивалем Arctic Open и надеемся на продолжение дружбы, — сказала она.

До столицы Севера выставка уже побывала в Калининграде, на Кавказе и даже за рубежом — в Праге.

Супруг, вспоминает Людмила Бурова, всегда был обвешан четырьмя фотоаппаратами. Они работали вместе и никогда не расставались. Людмила Аниковна вспоминает, что её супруг обладал редкой способностью вызывать доверие.

— Иногда мне даже казалось, что он просто гипнотизирует людей, заставляет поверить в него, — рассказала она. — Они перед ним раскрывались. Не как актёры в каких-то ролях, а по-человечески. Это самое удивительное его свойство. Больше того, он ведь был невидимым и неслышимым. Многие режиссёры это отмечали, но вслух произнёс только один — Никита Сергеевич Михалков.

Выставка «Кино как жизнь, жизнь как кино» будет открыта в ЦСИ-Архангельск в музее художественного освоения Арктики до 25 декабря.