Александра Азовцева: возвращение домой…

12 сентября 2018

Александра Александровна Азовцева, в девичестве Людикормина, родилась в 1910 году в семье служащего телеграфа, работавшего на Уссурийской железной дороге (с 1906 г. – КВЖД). Ее мать была казачкой, дед по отцу писал иконы, а один из его сыновей был скрипачом. Отец художницы также неплохо играл на скрипке.

Саша окончила русскую гимназию им. А.С. Пушкина в Харбине. Два года проучилась на Первых Харбинских художественных курсах, где преподавали В. М. Анастасьев, Н. А. Вьюнов, Л. К. Гринберг, Н. С. Задорожный и другие известные художники-педагоги Харбина. Здесь же она увлеклась скульптурой и художественной вышивкой, в которой добилась блестящих успехов. Во время гастролей по Китаю Федора Шаляпина в 1936 году, когда он приехал в Харбин, ему преподнесли его портрет, вышитый молодой художницей, с подписью: "Великому Шаляпину от скромной рукодельницы". Подарок чрезвычайно тронул Федора Ивановича.

В 1940 г. Александра перебралась в Шанхай. Много занималась живописью, написала немало великолепных портретов китайцев и картин на темы шанхайской жизни. А в 1942 г. вышла замуж за земляка-эмигранта Дмитрия Азовцева, сотрудника французской компании.

После победоносного окончания Великой Отечественной войны художница вышила шелком два портрета Сталина: один был передан ею лично в дар Генералиссимусу, а второй приобретен Консульством СССР в Шанхае. А в 1954 году Александра Александровна вынуждена была уехать из Китая в Австралию, в Сидней, спасаясь от "культурной революции".

В 1988 году выставка ее работ периода 1940–1954 гг. состоялась в родном для нее Харбине. А в Австралии художница была удостоена целого созвездия престижных творческих наград. Ее работы сегодня находятся во многих музеях мира. К 100-летию со дня рождения А.А. Азовцевой-Людикорминой Кембриджское общество "Международный биографический центр" включило ее имя в книгу "Who is Who", куда вошли имена 500 выдающихся современных художников планеты.

На выставке в ННБ представлены работы, относящиеся именно к китайскому периоду творчества художницы. Как рассказывала сама Александра Александровна, "в Шанхае для художника было очень много сюжетов для рисования – прекрасные пейзажи, различные типы китайцев, виды, храмы с их особой атмосферой на окраине города, где фигура Будды иногда доходила до 32 футов высоты – это был Старый Китай с его мистикой… Работала с увлечением и не хватало времени запечатлеть все это на полотне"…

В конце жизни Александра Александровна (а не стало ее в 1994 году) завещала подруге Ие Глебовой, художнице и переводчику, передать свои работы на родину. В 2017 году в соответствии с ее завещанием Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП) вернул в Россию 65 полотен Александры Азовцевой, отреставрировал их и подготовил для показа широкой публике. В эту коллекцию вошли работы, выполненные в сложной и трудоемкой технике сухой пастели, образцы живописи маслом и вышивка, в которой использованы черная саржа, цветное мулине, аппликация тканью, бусы, стразы, бисер. Среди картин – портреты, пейзажи, эскизы театральных костюмов.

Эта выставка уже с большим успехом прошла в Костроме, Светлогорске Калининградской области на Международном форуме по интеллектуальной собственности IPQuorum-2018, в Ульяновске, Алуште. А теперь ее до 26 сентября будет принимать у себя в гостях Владикавказ.

"Где бы ни жили выходцы из России, они всегда сохраняли свою "русскость", чувство принадлежности к русской культуре. Творчество Александры Азовцевой – тому подтверждение", – отметила в своем выступлении на церемонии открытия выставки гостья Осетии – руководитель этого проекта, заслуженный работник культуры России, почетный член Российской академии художеств, советник генерального директора НФПП Лариса Назарова. Она, выразив благодарность администрации и сотрудникам главной библиотеки республики за помощь в оформлении выставки, рассказала вкратце о работе фонда и поведала собравшимся много интересного о жизни и творчестве художницы.

Немало теплых слов прозвучало в адрес устроителей выставки также из уст министра культуры РСО–А Руслана Мильдзихова и председателя Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры, заслуженного работника культуры РФ, профессора Сослана Цаллагова. Искусствовед, заслуженный деятель искусств РСО–А Зара Газданова отметила глубокое вхождение художницы Александры Азовцевой в культуру Китая – удивительной древней страны. "Портреты, тщательно выписанные автором, кажутся живыми, а сама Азовцева – художник честный, искренний, со своим видением и толкованием цвета. Ее работы восхищают и вызывают истинное чувство удовольствия от встречи с классическим искусством живописи", – подчеркнула она.

О том, что эта выставка, вне всяких сомнений, станет настоящим подарком для владикавказских ценителей прекрасного, с теплотой говорила, открывая ее, и директор ННБ, заслуженный работник культуры РФ Ирина Хайманова. А преподаватель Владикавказского художественного училища им. А. Джанаева Валентина Зима выразила глубокую благодарность Российскому фонду культуры и лично Ларисе Назаровой за материальную поддержку, оказываемую его стипендиатам, молодым талантам из Осетии, а также за финансовую помощь в издании книги Сослана Цаллагова "Владикавказ – летопись в камне". "Эта замечательная выставка приближает нас к тому пласту русской культуры, который мог быть потерян для нас навсегда, но, к счастью, вернулся на родину благодаря стараниям неравнодушных людей, настоящих патриотов, каковыми и являются представители НФПП", – подчеркнула Валентина Зима. Была единодушна с ней и член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник РСО–А, лауреат всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов Людмила Караева: "Картины, представленные на выставке, – очень чистые, душевные, трогательные. Психологически характеры типажей переданы превосходно".

Завершилось мероприятие показом документального фильма "Харбин. Осколок империи" режиссера Максима Смирнова.