АЛЕКСАНДРА АЗОВЦЕВА. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ…

06 сентября 2018

5 сентября в экспозиционном зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии в торжественной обстановке состоялось открытие персональной выставки замечательной русской художницы 20 века Александры Азовцевой «Возвращение. Долгий путь домой». Ценителям изобразительного искусства была представлена серия полотен, относящихся к китайскому периоду творчества художницы, проживавшей в среде русской эмиграции в Китае в первой половине XX века. Открытие выставки сопровождалось выступлением скрипачки, солистки симфонического оркестра Северо-Осетинской государственной филармонии, лауреата нескольких всероссийских и международных конкурсов, заслуженной артистки РСО-Алания Виктории Кузьминовой.

Открывая мероприятие, директор ННБ, заслуженный работник культуры Российской Федерации Ирина Хайманова, отметив предоставленный нам прекрасный шанс культурного обогащения с помощью искусства, говорила об открытом культурном пространстве и уникальной возможности узнавать и понимать что-то новое и, вместе с этим, структурировать с познанием ранее неизведанных смыслов своё личное пространство внутренней культуры.

АЗОВЦЕВА (урождённая Людикормина) Александра Александровна (1910 - 1994) - живописец, художник декоративно-прикладного искусства, скульптор - родилась в семье служащего телеграфа, работавшего на Уссурийской железной дороге, а с 1906 г. - на КВЖД. Её мать была казачкой, дед по отцу писал иконы, а один из его сыновей был скрипачом. Отец художницы также неплохо играл на скрипке. Будущая художница окончила гимназию им. А.С. Пушкина в Харбине (1926 г.). Два года (1928-1929) училась на Первых Харбинских художественных курсах, где преподавали В. М. Анастасьев, Н. А. Вьюнов, Л. К. Гринберг, Н. С. Задорожный и другие художники-педагоги Харбина. Здесь же она увлеклась скульптурой, выполнила портрет (бюст) художника Л. К. Гринберга, высоко отмеченный общественностью на выставке. В эти же годы заинтересовалась художественной вышивкой, в которой добилась блестящих успехов, став преподавательницей курсов (1932–1936 гг.). Во время гастролей по Китаю Фёдора Шаляпина в 1936 году, когда он приехал в Харбин, ему преподнесли его портрет, вышитый молодой художницей, с подписью: «Великому Шаляпину от скромной рукодельницы». Подарок чрезвычайно тронул Фёдора Ивановича, и он попросил представить ему автора портрета Александру Людикормину.

С 1940 г. Александра жила в Шанхае, занимаясь живописью. Там она вошла в группу художников, которые организовывали совместные выставки. Многие часы она проводила в буддийских храмах, что нашло отражение в её работах этого периода. В своих картинах Александра отражала также повседневную деятельность местных жителей, их невероятное трудолюбие, замечательную трудоспособность и их крепкие семейные узы. Она написала большое количество портретов китайцев и картин шанхайской жизни. В 1942 г. девушка вышла замуж за Дмитрия Васильевича Азовцева, сотрудника французской компании. В это время она участвовала во многих выставках, которые проводились во Французском клубе. Она также принимала заказы на портреты, натюрморты и рисунки животных.

Как известно, Харбин и Шанхай в XX веке были одними из многих центров русского зарубежья, вобравших в себя цвет российской интеллигенции, сохранившей русский язык и культурные традиции. Именно здесь проявился талант художницы Азовцевой, и уже в ранней молодости к ней пришла широкая известность.

После победоносного окончании Великой Отечественной войны художница вышила шёлком два портрета Сталина: один был передан лично в дар Генералиссимусу, а второй приобретён Консульством СССР в Шанхае. Она создала также вышитые портреты архиепископа Нестора, императора Николая II, доктора Казем-Бека, знамя «Русского общевоинского Союза» и др.

В 1954 году Александра Александровна вынуждена была уехать в Австралию, в Сидней, спасаясь от «культурной революции», где продолжила жить и творить, получила множество престижных международных наград и премий. Она скрупулёзно изучала быт австралийских аборигенов и их культуру, делала зарисовки видов Сиднея с его старинными зданиями. Принимала самое активное участие в выставках Королевского художественного общества шт. Новый Уэльс (как член этого общества), «Осенних выставках», в выставках в Русском клубе и общества Русских художников Сиднея. В 1988 г. выставка её работ периода 1940-1954 гг. состоялась в Харбине. Художница была удостоена многих престижных наград в Австралии, её работы находятся во многих музеях мира. К столетию со дня рождения А.А. Азовцевой – Людикорминой Кембриджское общество "Международный биографический центр" включило А.А. Азовцеву в книгу “Who is Who”, куда вошли имена 500 выдающихся художников.

Как рассказывала сама Александра Александровна, «в Шанхае для художника было очень много сюжетов для рисования – прекрасные пейзажи, различные типы китайцев, виды, храмы с их особой атмосферой на окраине города, где фигура Будды иногда доходила до 32 футов высоты – это был Старый Китай с его мистикой… Работала с увлечением и не хватало времени запечатлеть все это на полотне»…

Творчество Азовцевой охватывает различные жанры живописи — портреты, натюрморты, флору, фауну, море и пейзажи. За свою жизнь она провела более двадцати личных выставок. К сожалению, многие её работы рассеялись по всему миру – продавались, безвозмездно дарились… В конце жизни Александра Александровна завещала подруге Ие Глебовой, художнице и переводчику, распорядиться своим культурным наследием и передать работы на родину. Ей хотелось оставить память о своей принадлежности к России хотя бы небольшим упоминанием о её творчестве.

Вот что она говорила: «Я делилась с людьми своей любовью к природе, к красоте. Я старалась донести эту любовь до их сердец и разума посредством своих скульптур и картин. И считаю, что талант — это дар, но, чтобы достичь совершенства выразительности, нужно много трудиться. Каждый из нас живёт своей жизнью и у каждого свои интересы и ценности. Бог всегда присутствует со мной, и это чувство помогает мне работать. Это уносит меня из мира забот в мир, в котором я могу выразить красоту, которая передо мной».

В 2017 году в соответствии с завещанием автора Национальный Фонд Поддержки Правообладателей вернул в Россию 65 полотен Александры Азовцевой, отреставрировал их и подготовил для показа широкой публике. В коллекцию вошли работы, выполненные в сложной и трудоёмкой технике сухой пастели, образцы живописи маслом и вышивка, в которой были использованы чёрная саржа, цветное мулине, аппликация тканью, бусы, стразы, бисер. В работах художницы отражены повседневная жизнь китайцев, их быт, символы. Среди картин – портреты, пейзажи, эскизы театральных костюмов. С большим успехом выставка работ художницы уже прошла в Костроме, Светлогорске Калининградской области на Международном форуме по интеллектуальной собственности IPQuorum-2018, Ульяновске, Алуште. Многие посетители с удовольствием открывали для себя творчество Александры Александровны. Выставка везде пользовалась неизменным успехом у публики.

«Где бы ни жили выходцы из России, они всегда сохраняли свою “русскость”, чувство принадлежности к России. Её работы находятся во многих музеях мира», – отметила в своём выступлении руководитель проекта, заслуженный работник культуры России, почётный член Российской академии художеств, советник генерального директора НФПП Лариса Назарова. Она, выразив благодарность администрации и сотрудникам главной библиотеки республики за помощь в оформлении выставки, рассказала вкратце о работе Фонда, провела для присутствующих блиц-экскурсию по выставочному залу ННБ, поведав много интересного о жизни и творчестве художницы, и пригласила всех желающих в Научную библиотеку СОГУ на просмотр документальных фильмов о поэтах, которым довелось жить и творить на Кавказе.

Много тёплых слов прозвучало в адрес устроителей выставки из уст министра культуры Северной Осетии Руслана Мильдзихова и Председателя регионального Фонда культуры, заслуженного работника культуры РФ, профессора Сослана Цаллагова. Искусствовед, заслуженный деятель искусств РСО-А Зара Газданова отметила глубокое вхождение художницы Александры Азовцевой в культуру страны, где она жила и работала. Портреты, тщательно выписанные автором, кажутся живыми, человечными, а сама Азовцева – художник честный, искренний, со своим видением и толкованием цвета. Её работы восхищают и вызывают чувство удовольствия от встречи с классическим искусством живописи.

Преподаватель Владикавказского художественного училища им. А. Джанаева Валентина Зима выразила искреннюю благодарность Российскому Фонду культуры и лично Ларисе Назаровой за материальную помощь, оказываемую студентам-стипендиантам, а также за финансовую помощь в издании книги С.Ф. Цаллагова «Владикавказ в камне». «Эта замечательная выставка приближает нас к тому пласту русской культуры, который мог быть потерян для нас навсегда, но, к счастью, вернулся на родину благодаря стараниям неравнодушных людей, настоящих патриотов, каковыми и являются представители НФПП, - подчеркнула В. Зима.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение скульптуры, 2011), заслуженный художник РСО-А, лауреат всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов по искусству станковой скульптуры, член Союза художников России Людмила Караева отметила: «Картины, представленные на выставке, очень чистые, искренние, душевные, трогательные, наивные в смысле мировосприятия художника. Психологические характеры типажей переданы превосходно».

Гости из Москвы, представители Национального Фонда Поддержки Правообладателей преподнесли в дар ННБ интереснейшие документы - музыкальные альбомы и сборники, аудиокниги и печатные издания, а библиотека, в свою очередь, подарила москвичам печатную продукцию минитипографии ННБ и книги краеведческой тематики.

Завершилось мероприятие показом фильма «Документальная камера. Город как документ. Харбин. Осколок империи» режиссёра Максима Смирнова об уникальной культуре русского Харбина и его отражении в документальном кино.

Выставка в экспозиционном зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии продлится до 26 сентября, и мы приглашаем всех желающих посетить её.