МенюЗакрыть
Главная/ Пресса/ Пресса о Фонде/ Дело рук неутопающих

Дело рук неутопающих

02 июля, 2013

Как сегодня пробиться дебютанту в кино? Возможно ли это? Не секрет, что за последние годы между экраном и желанием молодых кинематографистов снимать актуальное и зрительское кино словно пролегла глухая стена. Доля отечественного кино в кинопрокате сузилась до маленького необитаемого островка — шансы остались лишь у тех, кто годами утверждал себя в профессии. Но нехватка молодой крови и нового взгляда стала слишком очевидной

Совсем недавно ради продвижения молодых был создан Молодежный центр Союза кинематографистов России. Часть важных событий прошла в рамках 35-го ММКФ: сценарный питчинг, организованный при участии Национального фонда поддержки правообладателей, и круглый стол «Господдержка дебютного кино: миф или реальность».

Механизмы, которые предлагаются государством по поддержке молодых кинематографистов и финансирования фильмов-дебютов, зачастую не приносят результата из-за испытания обязательными бюрократическими процедурами, установленными правилами господдержки. В отличие от приглашенных к круглому столу молодых кинематографистов, которые в основном транслировали неудачный опыт подачи заявок на госфинансирование, Елена Гликман — продюсер, имеющий большой опыт работы с дебютантами («Питер-FM», «Слон» и «Атомный Иван»), — уверена, что получить поддержку, не будучи большим продюсером, можно. В любом случае, при поддержке государства или нет, но шанс воплощения фильма можно повысить, используя различные инструменты и возможности: сотрудничество с правильным партнером, работа с крупной пиар-компанией, работа с успешным и известным или скандальным режиссером, выбор уникальной темы и безусловная вера в свой проект.

Что же нужно делать режиссеру–дебютанту, чтобы именно его фильм был поддержан Министерством культуры РФ или Фондом кино?

«Требования, которые предъявляются к заявкам на финансирование со стороны Министерства культуры или Фонда кино, только на первый взгляд кажутся невыполнимыми, а факт «отсеивания» документов из-за, казалось, малейших опечаток, объясняется тем, что все документы по расходованию средств, тщательно проверяются Счетной палатой. Зная о принципиальных моментах оформления заявок и о подводных камнях, молодые режиссеры и продюсеры повышают свои шансы получить помощь государства. От необъективности оценки никто не застрахован, но распространиться она может лишь на творческую составляющую. А творческая и художественная составляющая при заявке на государственный контракт — это лишь 45% от общей оценки», — отметил Александр Лужин, исполнительный директор компании Movie Research.

Зачастую мешает молодым отсутствие режиссерского мнения, когда внешняя форма прикрывает отсутствие содержания, отметила присутствующая на мероприятии известный продюсер Екатерина Филиппова («Греческие каникулы», «Все ушли»). В начале июня 2013 года она в составе жюри конкурсной программы «Кинотавр. Короткий метр» отсмотрела огромное количество дебютных короткометражек. По ее словам, именно этот формат, как некая лаборатория полного метра, должен получать господдержку и поддержку студий-мейджоров. «Безусловно, поддержка дебютантов, в том числе молодых продюсеров, через короткометражное кино — это не столь затратно и действенно».

Солидарен с этой точкой зрения и генеральный продюсер студии «ВГИК — Дебют» и компании «Стелла» Федор Попов. «В нашей стране кино, в том числе дебютное, и мало снимается, и плохо финансируется. Одна из проблем дебютантов — им сложно реализоваться с полным метром. Было бы полезно запустить через Министерство культуры программу дебютов короткого метра». Кроме того, он предложил создание более стройной связи ведущих кинематографических вузов с производством фильмов для преодоления разрыва между обучением и практикой.

По словам директора Молодежного центра СК РФ Дмитрия Якунина, еще по итогам совещания по проблемам молодых кинематографистов, прошедшего в марте этого года, от Союза кинематографистов в Министерство культуры были направлены предложения по финансированию короткометражных проектов, а также ряд других инициатив по поддержке дебютантов.

И вот первые результаты. 27 июня в конференц-зале Дома кино на суд экспертов и публики представили свои проекты молодые сценаристы, режиссеры, продюсеры. До 15 мая в наш адрес было прислано 418 заявок на участие от сценаристов и режиссеров — студентов и выпускников ведущих киношкол и образовательных учреждений. Отборочная комиссия, в которую вошли представители Молодежного центра, отобрала из них лонг-лист — 23 проекта короткометражных игровых фильмов и 22 проекта полнометражных фильмов и телесериалов. У участников лонг-листа были запрошены сценарии, и уже из них эксперты отобрали по 10 проектов в каждой номинации. Они и были допущены к публичной защите.

Наиболее понравившиеся экспертам проекты были отмечены дипломами, а шесть лучших короткометражных проектов получили приз по 1 млн рублей из бюджета Союза кинематографистов РФ на реализацию каждого проекта.

Финансирование получат будущие короткометражки: драма «Брут», семейная драма о подростках «Каждую пятницу», мелодрама с элементам фэнтези «Лето Alles», трагикомедия «Не приблизиться, не удалиться», фильм-сказка «Подарок», мелодрама с элементами комедии «Серебряный разговор».

Сценаристы Максим Воскобоев и Андрей Ким представили проект «Лето Alles» о двух детдомовцах, которые через волшебную картину попадают на необыкновенное побережье. Драма «Каждую пятницу» режиссера Елены Галяниной и сценариста Татьяны Загдай повествует о девушке-подростке, которая ждет возвращения своего отца. Узнав, что отец не приедет, девушка находит в себе силы преодолеть конфликт с матерью и отчимом.

Драма «Брут», представленная режиссером Константином Фамом, посвящена жертвам холокоста и повествует о жизни овчарки, которая из еврейской семьи после дрессуры попадает на службу в Освенцим. В конце презентации авторы представили исполнителя главной роли — немецкую овчарку.

Маленький герой фильма-сказки «Подарок», придуманной сценаристом и режиссером Виталием Мокрушиным, в попытке помирить родителей встречается во сне со своей будущей, еще не родившейся сестренкой. Проект режиссера Павла Инина «Серебряный разговор» — история перерождения ловеласа, который пропагандирует потребительское отношение к людям.

Главный герой истории «Не приблизиться, не удалиться», представленной сценаристкой Ипполитой Куприяновой и режиссером Наталией Беляускене — маленький мальчик, который решает впервые повидаться со своим родным отцом.

Школа Александра Митты вручила сертификат на бесплатное посещение одного из семинаров ведущих американских педагогов, которые пройдут в течение года в Москве (на выбор): Нил Ландау, Марк Трэвис, Джон Труби — Виталию Мокрушину, автору проекта «Подарок».

Московская школа нового кино, «Школа МакГаффина», студия «Свободное кино» также подарили участникам сертификаты на обучение.

После перерыва на питчинге были представлены проекты дебютных полнометражных игровых кинофильмов и телефильмы. В жюри этого конкурса вошли генеральный директор «Главкино» Илья Бачурин, президент компании «Централ Партнершип» Армен Давитян, генеральный директор кинокомпании «Новые люди» Наталья Морицкая, президент компании СТВ Сергей Сельянов и другие специалисты с именами в мире кино.

На суд экспертов и публики было вынесено десять проектов, из которых экспертами были отмечены: за коммерческий потенциал — фантастическая история режиссера Анны Рубцовой «Часы» о неудачнике, который при помощи волшебных часов пытается управлять временем; за творческий потенциал — драма сценариста Леонида Корина «Контрабас» о вчерашнем студенте, попавшем по контракту на чеченскую войну. Специального упоминания жюри удостоился проект социальной драмы, представленный слабослышащими сценаристкой Полиной Синевой и режиссером Алексеем Знаменским (известным по съемкам у Сергея Лобана) «Руки Анны». По мнению экспертов, авторы должны доработать и обязательно снять этот фильм об одном дне переводчика жестового языка Анны.

Также на питчинге полнометражных проектов были представлены лирическая комедия режиссера Илья Казанкова и продюсера Анастасии Казанковой «Минус два к нашему времени» и драма о непростой судьбе обычной женщины режиссера из Екатеринбурга Ивана Головнева, сценаристки Елены Широковских и продюсера Александра Гундорова. Драма режиссера Светозара Головлева и продюсера Александра Наас «Дни эмиграции» соседствовала с криминальной историей сценариста Саввы Минаева «Тирамису». А сериал сценаристки Юлии Димитровой посвящен приключениям наших современников в Москве начала ХХ века «Успеть нельзя вернуться». Успешно защитившие свои проекты, дебютанты также получили призы и сертификаты от различных студий и киношкол.

Фото предоставлены Национальным фондом поддержки правообладателей