Российский джаз на общеевропейской выставке-ярмарке Jazzahead! выступил единым фронтом

03 мая 2017

Международная джазовая выставка Jazzahead! в очередной раз прошла 27-30 апреля 2017 года в немецком городе Бремен. Её программа, помимо собственно выставки-ярмарки, включает форум джазового сектора музыкальной индустрии и множество музыкальных событий — шоукейсы, клубные концерты и т.п. В этом году в ней участвовало 968 компаний на стендах выставки и более двух с половиной тысяч профессионалов музыкальной индустрии без собственных стендов, в программе шоукейсов были показаны выступления 40 коллективов из 19 стран, в том числе восьми из официальной страны-партнёра этого года (Финляндии) и восьми — из принимающей страны, Германии.

Уже во второй раз на выставке была представлена единым стендом растущая джазовая сцена России. На этот раз стенд назывался Russian Jazz World, так как представлял не только собственно российских артистов, но и выходцев из России, живущих и работающих за её пределами и не теряющих связей с российским джазовым сообществом. Впервые работа стенда получила весомую поддержку: партнёром Russian Jazz World выступил Национальный фонд поддержки правообладателей, который снял с соэкспонентов стенда значительную часть финансовой нагрузки по организации российского представительства на крупнейшей мировой джазовой выставке.

Впервые в работе объединённого российского стенда участвовала Igor Butman Music Group — группа компаний, созданных самым известным на мировой сцене российским джазменом (в 2010-2016 IBMG выставлялась в Бремене отдельным стендом). Сам Игорь Бутман в дни работы выставки сначала работал в Москве на внеочередной конференции Российского авторского общества, председателем авторского совета которого он был избран в декабре минувшего года, а затем улетел в Гавану — выступать на официальном праздновании Международного дня джаза ЮНЕСКО (30 апреля). Однако IBMG была представлена на стенде Russian Jazz World более чем достойно: с посетителями стенда и деловыми партнёрами работали директор международных и фестивальных проектов группы компаний Роман Христюк и руководитель фирмы грамзаписи Butman Music Records Антон Сергеев.

Уже много лет России не удаётся представить своих музыкантов в концертной программе Jazzahead!, в том числе в программе шоукейсов для профессиональных посетителей выставки: ни один из полутора десятков номинированных в последние три года российских джазовых коллективов, невзирая на их объективно высокий творческий уровень, не был выбран для участия в шоукейсах. Инсайдерская информация заставляет предположить, что подобная политика отборочной комиссии ярмарки имеет не вполне музыкальное обоснование. В связи с этим в рамках выставки представители российского стенда с локальными партнёрами интенсивно готовили на 2018 год независимое представление российского джаза — своего рода «Российскую джазовую ночь», которая должна пройти в одном из прилегающих к выставочному комплексу клубных помещений. Но даже в нынешнем году IBMG обеспечила участие в работе Russian Jazz World четырёх «артистов стенда», или Featured Artists.

Молодой пианист Евгений Лебедев, участник самого крупного открытия российской сцены последних лет — LRK Trio, которое в апреле выпустило на Butman Music Records уже второй альбом — активно общался с музыкантами и представителями музыкального бизнеса, обеспечивая продвижение на мировых сценах не только собственного коллектива, но и других проектов, в которых он участвует (например, группы Jazzmobile певицы Алины Ростоцкой). Ему изрядно помогал тот факт, что он учился в бостонском колледже Бёркли и пару лет работал на нью-йоркской сцене. Барабанщик Олег Бутман провёл в США более двух десятилетий, круг его знакомств на мировой сцене чрезвычайно обширен, и его участие в работе стенда тоже было чрезвычайно важным. Ветеран советского джаза и нынешний музыкальный директор Московского джазового оркестра Игоря Бутмана — пианист, композитор и аранжировщик Николай Левиновский, живущий в Нью-Йорке с 1990 г. — оказался своего рода гостеприимной душой российского стенда, хлебосольно принимая гостей Russian Jazz World и активно общаясь с ними в течение выставочных часов. Особенно ярко это происходило в ходе традиционной для российского стенда «Secret Russian Vodka Party», приглашения на которую, отпечатанные поверх изображения мятой советской рублёвой купюры, раздавались коллегам с других стендов и вообще широкому кругу европейских джазовых специалистов со ставшим доброй традицией присловьем «Никому не говорите, иначе мы вынуждены будем ликвидировать вас». Естественно, на «водка-пати» по «секретным» приглашениям пришла пара сотен гостей.

Но главной сенсацией оказалось участие в работе стенда выдающегося нью-йоркского трубача Алекса Сипягина, мировая известность которого заставляла посетителей выставки буквально выстраиваться в очередь для общения с прославленным музыкантом. Вероятно, не мешал и тот факт, что Сипягин с текущего года занял позицию артистического директора старейшего непрерывно действующего джаз-фестиваля России — «Джаз над Волгой» в Ярославле, городе, где Алекс родился и учился играть на трубе.

Помимо десятка фестивалей, которые в России и за её пределами проводит Igor Butman Music Group, на стенде был также представлен старейший московский фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж», который в 2017 году состоится в 20-й раз. Его продюсер Михаил Грин впервые участвовал в бременской выставке и остался вполне доволен широким выбором артистов, которых наперебой предлагали ему для выступлений в Москве. То же касается и Ирины Щетниковой, которая на стенде представляла екатеринбургский клуб EverJazz и его летний опен-эйр фестиваль в уральской столице.

Инициаторы создания единого российского стенда — команда московского джаз-клуба «Эссе» — в этом году представили не только клуб, но и созданное на его основе букинг-агентство. Глава клуба «Эссе» Грант Ханджян и менеджер агентства «Эссе» Анастасия Никитина не только занимались на стенде собственными проектами, но и выступали основной организационной силой Russian Jazz World, что вполне отражает растущую роль этой амбициозной компании в российском джазовом сообществе.

Не менее амбициозные задачи решали два артистических агентства, которые ведут работу по продвижению новых поколений российских джазовых артистов на мировом рынке. Дина Нургалеева со своим агентством Magnetophone Musicучаствовала в объединённом российском стенде во второй раз и методично отрабатывала множественные контакты, завязавшиеся в прошлом году и уже успевшие дать плодотворные результаты, а также устанавливала новые деловые связи. А молодой агент Виктор Радзиевский, уже проведший гастроли по ряду европейских стран джаз-ансамбля «Живые люди» интересной пианистки Натальи Скворцовой (и ряда итальянских артистов — по России), с интересом исследовал хитросплетения европейского джазового рынка на своём первом Jazzahead!.

Традиционно роль диспетчера стенда, разводившего посетителей по подходящим контактам среди российских участников, исполнял главный редактор российского джазового журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков, который работал над ранними версиями будущего общероссийского представительства на Jazzahead! ещё в 2013-14 гг. и в аналогичной роли участвовал в прошлогоднем стенде «Российская джазовая сцена». Однако «Джаз.Ру» в ходе выставки-ярмарки решал и собственные задачи. Так, 28 апреля в рамках Jazzahead! состоялась очередная встреча объединения европейских джазовых журналистов Europe Jazz Media, в ходе которой, в частности, координатором этой системы обмена медиаконтентом в пределах европейского джазового рынка в очередной раз был утверждён руководитель российского журнала.

Участники работы объединённого стенда Russian Jazz World рассматривают участие в Jazzahead! текущего года как несомненный успех и в ближайшие дни приступают к разработке программы ещё более широкого участия в выставке 2018 года.