«Союзмультфильм» на пороге возрождения

09 апреля 2017

8 апреля в Министерстве культуры отметили День российской анимации. Среди приглашенных лучшие кадры отечественной мультипликации: режиссеры Наталья Дабижа, Леонид Носырев, Станислав Соколов, сценарист Александр Тимофеевский, художник-постановщик Владимир Зуйков, редактор «Союзмультфильма» Наталья Абрамова.

Владимир Мединский представил легендарным работникам председателя правления «Союзмультфильма» Юлиану Слащеву и обсудил с гостями стратегию возрождения студии, планирующей отпраздновать новоселье этим летом. Пообщавшись за закрытыми дверями, участники встречи поделились с «Культурой» хорошими новостями.

Владимир МЕДИНСКИЙ, министр культуры России:

— В настоящий момент погашен долг перед аниматорами «Союзмультфильма», накопившийся при предыдущем руководстве, — из наших средств и фонда Российского союза правообладателей, по первой же нашей просьбе оказавшего авторам поддержку.

Сегодня мы инвестируем средства в уникальный симбиоз высокого качества советских традиций и эффективной коммерческой истории, которую демонстрирует нам Голливуд. «Союзмультфильм» был идеальной фабрикой, ее мы и возрождаем. Новый комплекс — Дом российской анимации — станет конгломератом студий. Все направления развития, предложенные нами с Юлианой Слащевой, встретили поддержку, были высказаны встречные пожелания. Речь шла о сохранении исторического здания в виде музея, или курсов начинающих аниматоров. Передача профессионального опыта в этой отрасли до сих пор осуществлялась на коленке, мы постараемся превратить процесс в систему.

Юлиана СЛАЩЕВА, председатель правления «Союзмультфильма»:

— Дом российской анимации, открывающийся на базе нового «Союзмультфильма», станет технопарком проектов и студий — местом, где все анимационные компании смогут получить техническую, юридическую и маркетинговую поддержку. Уже в этом году мы дадим новый импульс нашим художникам — на «Союзмультфильм» вернется завоевавший все призы на фестивале в Суздале Михаил Алдашин. У нас появится и коммерческая сериальная анимация (шесть проектов), планируем запустить на «Союзмультфильме» два полных метра — заявки уже поданы в Минкульт и Фонд кино. Художественный контроль над работой обеспечат мастера студии: новый «Союзмультфильм» — это союз старой гвардии и молодого энтузиазма, курсы повышения квалификации, куда смогут попасть лучшие выпускники ведущих колледжей.

Сегодня многие аниматоры приходят в профессию из компьютерных игр, я — противник данной тенденции. Настоящим мастером может стать только профессиональный художник, а сценаристом — писатель. Художники, фазовщики, рисовщики фонов, сценаристы, режиссеры, администраторы должны иметь общую практику. Для их реализации необходима крупная государственная компания.

Последние годы «Союзмультфильм» едва выживал на деньги, отчисляемые лицензиатами. Первым делом я начну расторгать невыгодные договоры по использованию нашего наследия и судиться с теми, кто не пожелает пересматривать условия, действующие в ущерб правообладателям. Предвижу шквал скандалов, но сегодня иного пути для спасения «Союзмультфильма» нет. Проекты, берущиеся нами в работу, обязательно пройдут экспертизу студийного худсовета и лишь затем будут представлены телепродюсерам. Важно учесть, что в России существует не четыре-пять детских телеканалов, а 23 — с учетом спутниковых и кабельных, и они работают на всю страну. Больше половины из них показывают иностранный контент из-за дефицита российских мультиков.

На встрече не звучало жалоб — все говорили очень конструктивно, в интересах общего дела, и 90 процентов высказанных идей уже заложены в моей повестке.

Леонид НОСЫРЕВ, режиссер:

— Если хоть часть из высказанных замыслов будет исполнена, значит, мы собирались не зря. Студии как таковой сегодня больше нет, ее необходимо воссоздавать с помощью государства — ни один частный инвестор не возьмется за такое масштабное дело, разве что в обмен на нашу коллекцию. Но мы посвятили ее созданию десятки лет и совсем этого не хотим. Верю, министерство сделает все от него зависящее, чтобы «Союзмультфильм» жил.

Более двадцати лет я преподаю во ВГИКе и выпускаю художников-постановщиков в свободное плавание на двадцатитысячную зарплату. Но дело не только в деньгах. Мультипликация — коллективный, студийный, художественный и административный труд, реализуемый лишь на базе крупной студии. Вопрос в том, кто пользуется творческим продуктом. Если сегодня это прежде всего телевидение, нужно, чтобы оно было подчинено Министерству культуры, как, например, во Франции. Это изменит очень многое в художественном качестве нашей работы, и мы собираемся ходатайствовать об этом перед президентом. В глазах телеруководителей мы — мелкая сошка, но, на самом деле, мультфильмы гораздо популярнее, чем игровое кино. Так было и в СССР — «Совэкспортфильм» продавал наши авторские работы во все страны мира.

Никита МИХАЛКОВ, режиссер, председатель Союза кинематографистов России:

— Союзмультфильм» — это, без преувеличения, национальное достояние. Мультипликационные произведения студии неразрывно связаны с историей российского государства. В них калейдоскопом отразились все самые значимые социально-политические вехи, культурные и научно-технические достижения нашей страны.

Высокохудожественные, умные, светлые и, самое главное, отвечающие вопросам и основам воспитания — именно такими запомнились и навсегда полюбились нам и миллионам людей во всем мире мультфильмы киностудии «Союзмультфильм».

Когда великая киностудия и ее авторы, внесшие вклад в создание мировой антологии мультипликационных фильмов, не первый год пребывают в тяжелом финансовом положении. Когда личная корысть бывшего руководства «Союзмультфильма» приводит буквально к уничтожению студии, лишает авторов анимационных картин по закону причитающихся им денег, ставит многих из них на грань выживания. Все это требует участия всех нас. Узнав о сложившейся ситуации, мы приняли решение оказать посильную поддержку. И это совершенно естественно. Другой вопрос, что люди отвыкли от этого, и сегодня обычная помощь, взаимовыручка становятся новостью, а не нормой жизни.

Андрей КРИЧЕВСКИЙ, генеральный директор Российского союза правообладателей (РСП):

— На протяжении длительного времени Российский союз правообладателей (РСП) предпринимал многочисленные попытки по консолидации и систематизации авторских вознаграждений в отношении мультипликационных фильмов, созданных на «Союзмультфильме». К сожалению, выстроить процесс взаимодействия с прежним руководством киностудии не удавалось.

Приятно видеть, что с приходом новой команды ситуация начала меняться в лучшую сторону. И теперь, когда наши усилия наконец будут консолидированы, нам удастся создать максимально эффективную систему получения производителями анимационных фильмов справедливого вознаграждения за использование результатов их творческого труда.

Российский союз правообладателей уже получил от «Союзмультфильма» каталог аудиовизуальных произведений, созданных на студии. Эти сведения обработаны и внесены в базу данных РСП, что позволит РСП рассчитать сумму авторских вознаграждений в отношении каталога аудиовизуальных произведений «Союзмультфильма» и выплатить их в установленном законом порядке.

Также Национальный фонд поддержки правообладателей при непосредственном участии своего учредителя, РСП, оказал «Союзмультфильму» финансовую поддержку, перечислив киностудии средства общим объемом почти в четыре миллиона рублей. Эти средства «Союзмультфильм» должен будет направить на погашение задолженности перед авторами, сформировавшейся за два последних года.

«Союзмультфильм» — это национальный бренд, настоящая гордость нашей страны. Авторы студии внесли значимый вклад в развитие отечественной и мировой мультипликации, в формирование основополагающих общечеловеческих ценностей у многих подрастающих поколений. Не так давно мы приняли участие в восстановлении деятельности старейшей композиторской организации нашей страны — Союза композиторов России, а сегодня мы считаем своим долгом оказать всестороннюю поддержку «Союзмультфильму», который также оказался в непростой финансовой ситуации.