МенюЗакрыть
Главная/ Пресса/ Пресса о Фонде/ Питчинг дебютантов: Фантастические «Твари» и где они побеждают

Питчинг дебютантов: Фантастические «Твари» и где они побеждают

02 марта, 2017

27 и 28 февраля в Москве прошёл VIII питчинг дебютантов. В четырёх секциях: документальное кино, короткий метр, телесериалы и полнометражное игровое кино — было представлено по семь проектов. Главной наградой в каждой категории был денежный приз от Союза кинематографистов России.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО

В секции документального кино заслуженную победу одержал проект Максима Арбугаева «Бой». Проект посвящён подготовке Паралимпийской сборной России по футболу тотально слепых к Чемпионату Европы. Права на поражение у команды нет: либо первое место, либо расформирование. Основной герой – тренер сборной, являющийся основоположником футбола слепых в нашей стране, параллельные герои – два брата-близнеца, родившиеся незрячими и никогда друг друга не видевшие. Сейчас им 20 лет и они являются ведущими игроками сборной. Третий герой – капитан команды Сергей. Он потерял зрение в 8 лет, когда упал с лошади, и помнит жизнь зрячего человека. Сейчас ему 31 год. Фильм не об инвалидах, а о профессиональных спортсменах, обладающих волей к победе. Ещё на этапе обсуждения жюри отметило хорошие съёмки и монтаж, а также проникновенные синхроны. Финальный эпизод будет снят на Чемпионате Европы, фильм будет готов в ноябре-декабре 2017 года.

50% скидку от спонсора питчинга на постпродакшн получил документальный фильм Юлии Бобковой «Последний вальс». Фильм-портрет, находящийся на стадии монтажа, представляет собой последнее интервью композитора Олега Каравайчука, в котором он рассказывает о печальной судьбе посёлка Коморово — некогда тихой гавани людей мира науки и искусства, а ныне – вотчине новых дачников с элитной недвижимостью и чередой заборов-монолитов.

Проект Ксении Барановой «Я – не хуже мальчика» получит поддержку студии «Остров» на стадии монтажа, а также юридическую поддержку и 50% скидку на постпродакшн от спонсоров. Главная героиня Таня участвует по документам мальчика в соревнованиях по боксу. Более того, она единственная девушка в «околофутболе» – драках без правил стенка на стенку. Но выбор героини, которая борется за гендерное равенство в спорте и в жизни, показан не только её глазами, но и с точки зрения её матери и бабушки, а также парней, которые вместе с Таней занимаются боксом. Хронометраж – 25 минут. Так как весь материал уже готов, авторы проекта готовы завершить его в течение двух месяцев.

Телеканал 24_DOC поддержал проект Романа Бобылёва и Ирины Власовой «Вслед за солнцем» о строительстве первого в России автомобиля, работающего на солнечной энергии. Трудятся над ним четверо студентов Политехнического института в Санкт-Петербурге, где в году в среднем 72 солнечных дня. Если автомобиль построят, он примет участие в гонках таких же «соларкаров» в Австралии. Вот только непросто будет энтузиастам уложиться в сроки: на ходу машина должна быть уже в мае, а в июне её надо будет обкатать в Сочи. Отечественных инвесторов найти вряд ли удастся, слишком уж скептически у нас относятся к альтернативной энергетике. Заинтересованных иностранцев найти тоже нелегко, особенно, если PR-менеджер не знает английского языка.

Остальные проекты не нашли поддержки жюри, кроме работы Александры Ивченко, длиннее названия которой — «Пчёлы, шпионы, патриоты, хакеры, торжество идиотизма и пихтовый мёд» — оказался лишь жанр проекта. История о студентах-компьютерщиках, продававших ЦРУ фейковые военные тайны, чтобы заработать на пасеку, получила сертификат на скрипт-докторинг, в котором так отчаянно нуждалась.

КОРОТКИЙ МЕТР

Среди короткометражных игровых проектов жюри отметило три. «Девушка с косой» Веры Водынски и Андрея Терехова получила первое место, несмотря на тривиальность темы. Журналист, зарабатывающий на предсмертных интервью, приезжает в больницу, чтобы зафиксировать последние слова умирающего актёра, и встречает в палате свою смерть (это не метафора, Смерть сидит и ждёт его). Вдохновлённые творчеством Вуди Алена и братьев Коэн авторы проекта хотят снять чёрную комедию хронометражем 20 минут.

Вообще среди проектов короткометражного кино лишь два рассказывают о реальной жизни. Авторы остальных почему-то желают от неё сбежать в мистику, фантастику или фантасмагорию, будь то занявший третье место ромком Ивана Меркутова и Константина Тищенко «К чёрту любовь!» (героиня вызывает чёрта, чтобы тот помог ей с личной жизнью, и влюбляется в него), притча Натальи Волочаевской «Перемотать» (мало чем отличающаяся от фильма Фрэнка Корачи «Клик: С пультом по жизни») или драма Елены Чугуновой «Служба доставки» (главный герой – курьер, доставляющий эмоции). Исключение представляет лишь «Семья» Артёма Волчкова, который на фоне абсурдного появления и исчезновения жён, тестей и друзей главного героя пытается найти место своего поколения в жизни, напоминающей то «Город Зеро» Карена Шахназарова, то «День Сурка» Харольда Рамиса. И находит – в колонне солдат, которым не надо принимать решений.

Лишь авторы двух проектов проявляют неподдельный интерес к реальному миру – это Антон Круглов-Холин с драмой «Вагонзак» и Наталия Беляускене и Ипполита Купреянова с героической комедией «Номер шесть», занявшей второе место в категории короткого метра. Действие 15-минутного фильма «Вагонзак» происходит в 1979 году в вагоне для пересылки заключенных, где встречаются друзья детства: старшина конвойной службы и заключенный № 245. Случается пожар и старшина дергает стоп-кран, чтобы спасти людей, однако майор выставляет это как провокацию и попытку побега. Он отдает приказ стрелять на поражение по выбравшимся из горящего вагона заключенным. Перед старшиной встаёт непростой выбор между дружбой и службой. Проект «Номер шесть» рассказывает о мальчике Юре из провинции, который попадает благодаря яркому таланту в столичную детскую футбольную команду. Фильм задумывается как кино для всей семьи с маркировкой 6+, однако это не красивая сказка про успех, а история о том, как чужая жизнь может изменить человека. Фаворит команды Марк завидует быстрому продвижению Юры по карьерной лестнице и хочет его подсидеть. Для этого он подбрасывает телефон со следящей программой в юрины вещи. Однако узнавая соперника, Марк понимает, что нет ничего ценнее, чем счастье родных.

СЕРИАЛЫ

Среди заявок на многосерийные фильмы оригинальных было немного. Так, два сериала («Дело» и «Юдифь») рассказывали о судьбе обывателя, поставленного в непростые жизненные условия и сперва вынужденного преступить закон, а затем начавшего получать от этого удовольствие, будь то фарцовка в СССР или игра в покер в РФ. Действие ещё трёх сериалов происходит в начале XX века: Серебряный век («Картонная Мадонна» — вольная интерпретация истории знаменитой мистификации Максимилиана Волошина и Елены Дмитриевой – вымышленной поэтессы Черубины де Габриак), две революции 17-го года («Гамлет русской революции» — сериал о недолгом пребывании у власти Александра Керенского) и начало 20-х («Петербург. Кровь и кружева» — мистический детектив с советским Шерлоком Холмсом). Детектив «Абсолютная красота» рассказывает историю борьбы двух следователей против криминального гения. Нестандартно выглядела разве что антиутопия «Уходя, зажгите свет» — чёрная комедия о мрачном будущем, в котором у каждого человека в паспорте записана не только дата рождения, но и дата смерти. День смерти положено праздновать каждый год, также как и день рождения.

ПОЛНЫЙ МЕТР

Режиссёры шести из семи заявок в категории полнометражное кино – женщины. Но единственный представитель мужского пола в этой секции питчинга — Алексей Камынин — испытывал неловкость скорее по другим причинам. Его проект «Её нельзя ещё раз убивать» в отличие от остальных заявок далёк от зрительского кино и проката и, по мнению жюри, больше подошёл бы для фестивальных показов. По сюжету молодому человеку звонит бывшая девушка, которую он считал мертвой. Он не успевает к телефону, а на следующий день его вызывают в полицию — выясняется, что он был последним, кому она позвонила перед тем, как исчезнуть. В её квартире обнаружены следы борьбы. Герой уверяет всех, что это невозможно, ведь он сам был на её похоронах пять лет назад. Попытка разобраться в происходящем всё больше отдаляет его от нынешней девушки, с которой он живет и которой собирался сделать предложение. Он буквально начинает её забывать.

Третье место разделили проекты «Кольская» Елены Носиковой и «На тот свет» Татьяны Астаповой. Фильм-катастрофа «Кольская» рассказывает о трагических событиях на одноимённой буровой нефтяной платформе, перевернувшейся в результате сильного шторма в 2011 году. Центром сюжета является любовный треугольник – отличник Марк и сын представителя добывающей компании Матвей влюблены в Алису, получившую должность на платформе «Кольская». За ней же устремляются и главные герои. Тем не менее, в трейлере появляются лишь суровые нефтяники и ведущий новостей, сообщающий, что платформа перевернулась.

Главный герой комедии Татьяны Астаповой «На тот свет» Семён Петрович сбегает из дома престарелых на свидание с женщиной, с которой познакомился в интернете. В ночном городе он встречает скинхеда Виталика, который почему-то во всём начинает помогать Семёну Петровичу: и подобрать модный наряд для свидания, и уйти от погони санитаров и полицейских.

Второе место жюри присудило проекту «Выйти из группы», хотя по актуальности поднятой проблемы подростковая драма, вдохновлённая нашумевшей историей с «группами смерти» в социальной сети «Вконтакте», оставляет далеко позади всех конкурентов. Главный герой Гоша – обычный подросток 14-ти лет, который не может найти места среди сверстников и понимания среди взрослых. В поисках единомышленников он натыкается в соцсети на группу «Светлые братья», которая заявляет своей целью очистить этот мир от грязи и асоциальных элементов. Но попасть в их ряды можно, лишь пройдя череду испытаний. Поначалу простые и интересные задания легко затягивают Гошу, но каждое следующее всё дальше от общепринятых норм морали и закона (невольно вспоминаются «13 грехов» Даниэля Штамма). Последним заданием становится убийство бомжа, но Гоша не решается убить человека, и охоту объявляют уже на него.

Победителем среди полнометражных проектов стала «Тварь». Хоррор Ольги Городецкой и Марии Кабановой имеет много общего с такими картинами как «Детишки» Тома Шенкланда, «Инкарнация» Брэда Пейтона, «Другой» Ника Хэмма и уж точно с эпизодом «Подменыши» сериала «Сверхъестественное». Одним словом, мистическое существо (Тварь) копирует поведение, затем внешность и чуть ли ни ДНК дорогого, но погибшего человека, чтобы занять его место. Так, супружеская пара, потерявшая сына, находит на кладбище ребёнка, который всё больше напоминает им умершего Ванечку. Они усыновляют мальчика. Разумеется, ничем хорошим это не заканчивается. Пожалуй, единственным отличием Твари от подменышей из «Сверхъестественного» является способность этого существа прикидываться не только ребёнком, но и женой.

Всего для участия в VIII Питчинге дебютантов было прислано 854 проекта. Больше всего заявок было в секции короткого метра – 356. Документальное кино остаётся самым непопулярным среди молодых кинематографистов: для участия в питчинге пришло всего 69 заявок. Впрочем, среди прошедших жёсткий отбор неигровых проектов почти все выглядели достойными первого места.