МенюЗакрыть
Главная/ Пресса/ Пресса о Фонде/ Настя и Илья Казанковы: «Зритель — не бездушная кукла»

Настя и Илья Казанковы: «Зритель — не бездушная кукла»

16 мая, 2013

Как мы сообщали, в программу «Уголок короткого метра» в Каннах в этом году вошло 57 российских картин. Одна из них – лента молодого режиссера Ильи Казанкова «Мальчики», которая ранее была показана Молодежным центром в программе «Лучшие короткометражные фильмы 2012 года». Недавно фильм участвовал на Венгерском фестивале «Mediawave», где его представляла продюсер и сестра режиссера – Анастасия.

Настя, расскажите, как приняли в Венгрии Ваш фильм, и, вообще, российское кино?

НАСТЯ: Наш фильм очень понравился венгерской публике, многие подходили после просмотра, благодарили. Девушки растроганно плакали. Всего в рамках фестиваля прошло три показа нашей картины. Хочу отметить, что это необычный фестиваль, все действие происходит в форте «Моностор» г. Комарон, где оборудованы кинозалы и площадки для выступлений музыкантов. Атмосфера у фестиваля удивительная, можно сказать, творчество в чистом виде под открытым небом на берегу Дуная.

Кто-то был еще из России на фестивале?

НАСТЯ: На фестивале был Иван Головнев со своим короткометражным фильмом «Месторождение». Также в программе были представлены работы молодых режиссеров Айнура Аскарова и Тимофея Жалнина.

Уже открылся Каннский фестиваль, где Ваш фильм представлен в программе «Уголок короткого метра». Вы планируете поехать на фестиваль? Что Вы ждете от участия фильма в программе Канн?

НАСТЯ: Прежде всего, я хочу попробовать вывести фильм на международный короткометражный рынок. Думаю, для вас не секрет, что в Европе существует множество путей для продвижения короткого метра, например, его можно продать на каналы.

ИЛЬЯ: Трудно сказать, что ожидаешь от фильма в рамках того или иного фестиваля. Конечно, очень приятно, что фильм попал в этот самый «уголок», какая-то суета вокруг него сразу началась. Но, если честно, я еще не понимаю всего пафоса происходящего. Ведь любой новый фестиваль, — это возможность показать фильм, поделиться им со зрителем, получить обратную связь, и Каннский уголок короткого метра не исключение. Это та же самая возможность, как и на многих отечественных фестивалях и киносмотрах.

Какие еще призы получил Ваш фильм? В каких фестивалях участвовали?

НАСТЯ: Фильм был показан на фестивалях: «Святая Анна», «Лучезарный ангел», «Русская весна в Тунисе», «KAN film festival» в Польше и др. Номинирован на «Национальную премию «Страна». Илья получил Специальный приз Союза кинематографистов на «Кинотавре» от С.В. Лазарука. Обязывающий творить, денежный приз (грант) на фестивале «Будем Жить» от Национального фонда поддержки правообладателей. Очень важная награда — приз за лучшую мужскую роль Ване Ефремову на фестивале Про-взгляд в Череповце. Был еще приз на Петербургском «Фестивале Фестивалей». Гон Конг порадовал специальным упоминанием в одной из номинаций. В конце мая «Мальчики» отправятся на «Золотой Витязь» в Хабаровск.

Но для меня важнейшей наградой остается главная премия на кинофестивале «Покров» в городе Киев. Этот конкурс славится своей программой, в которую попадают только добрые и светлые фильмы, поэтому для нас большая честь быть отмеченными там.

Что дает участие в подобных фестивалях?

НАСТЯ: Возможность представить свой фильм за рубежом, познакомиться с другими продюсерами и кинематографистами, получить какую-то известность.

ИЛЬЯ: Участие в фестивалях, как я уже говорил, дает возможность показать фильм – это очень ценно. Вообще, мне кажется, что быть отобранным в программу того или другого фестиваля, — уже огромная победа. Ведь кино делается не для того, чтобы рамочку с грамотой получить, а чтоб его (кино) увидел зритель. Чтобы он услышал, чем ты болеешь, что тебя скребет по душе, чем ты делишься на этом этапе жизни. Плюс, – знакомства с фильмами твоих коллег. Где-то подсматриваешь, где-то восхищаешься, где-то не соглашаешься.

Это дипломная работа Анастасии, выпускницы СпбГУКиТ.. Как проходила работа над фильмом? С какими сложностями столкнулись?

НАСТЯ: Работа проходила непросто, были некоторые трудности с получением разрешения для съемок на территории училищ, мешала неопытность, конечно же, были проблемы с финансированием. Но, к счастью, нам удалось собрать очень хорошую команду, которая, невзирая на сложности, холод (температура воздуха иногда опускалась до -35 градусов), мои ошибки и другие сопутствующие проблемы, смогла отлично отработать и воплотить в жизнь проект. Отдельно стоит отметить мужество актерского состава картины. А самое для меня главное — было осознавать безграничную режиссерскую поддержку и понимание. Благодаря этому фильму у нас появились друзья- офицеры ВМФ, которые, вникая в ситуацию, помогали. Я невероятно благодарна капитану первого ранга, председателю клуба «моряков-подводников» Игорю Кирилловичу Курдину и капитану третьего ранга Андрею Краснобаеву, даже не представляю, как бы справилась без их активного содействия. Всего было 10 съемочных дней, почти половина из них – ночные смены. Со съемочной и осветительной техникой помог Сергей Астахов, предоставив большие скидки на аренду оборудования, озвучание проходило в студии, «Синемикс», музыку записывали на «Докфильме», что на Крюковом канале (музыканты – студенты Консерватории, которых привлекла к работе наш замечательный композитор Олеся Бердникова). Финансово поддержали фильм: Университет Кино и Телевидения во главе с ректором Александром Евменовым, кинокомпания «Нон-Стоп продакшн» в лице моих мастеров-продюсеров Сергея Мелькумова и Наталии Гориной, а также «Фонд авторского кино» под руководством Э. Расулмухамедова.

ИЛЬЯ: Да, это диплом Настеньки как продюсера. Первая ее серьезная работа. Производство фильма от начала до конца. Конечно, были ошибки, которые неизбежны. А когда их еще совершать, как ни во время обучения? Но, тьфу, тьфу, тьфу, вроде справились. А для меня одной из главных сложностей была зима! Порой до «минус» 35-ти доходило. А натуры много. Снег, лед залива, ночной город. Пар задувает объектив, из глаз морозные слезы, группа нервничает, техника артачится. Кстати, Ваня Ефремов, который играет АэНа, на съемках финального кадра фильма (где он на льду залива пишет слово: «НАДЕЖДА») отморозил себе уши, ведь по сценарию он шапку продал, а мороз дул. Именно дул, как в рассказе А.М.Покровского.

До фильма «Мальчики» Вы снимали фильм «Мама», в которой также представлена история о курсантах. Откуда такая близость к этой теме? Будете ли ее продолжать в своем творчестве?

ИЛЬЯ: Все просто. После школы я был курсантом Высшего Военно-морского училища имени Ф.Э.Дзержинского. В Ленинграде в Адмиралтействе. Хотел быть моряком. «Бескозырку поносить», — как смеялись надо мной друзья. Отсюда и сочувствие и романтизация и пафос. Это очень классное было время. Со многими ребятами мы до сих пор дружим. Для меня одним из высоких критериев является их оценка моих фильмов. Они уже офицеры, служат на флотах России… Да, тема не закрыта. У меня есть зуд снять третью новеллу под условным названием «Максимка». Довысказать историю моих мальчишек. Она написана, нужно только подкопить.

Ваши фильмы можно назвать «добрыми», «зрительскими». Как Вы считаете — есть ли зрительская ниша у подобного кино, как фильм принимают на фестивалях?

НАСТЯ: Безусловно. Зритель – не бездушная кукла и тяготеет к тому, чтобы «зарядиться» от просмотра положительными эмоциями. В добрых зрительских фильмах открываются понятные и близкие всем истины, такое кино никогда не умрет и будет пользоваться интересом. Другое дело, что нужно отыскать путь для активного продвижения подобных проектов.

ИЛЬЯ: Обязательно есть ниша зрительская. Обязательно. Не ради хвастовства скажу, что мне приходят письма в соц. сетях, по электронной почте. Как раз после фестивалей, где зритель видит картину. В этих письмах молодые и взрослые люди благодарят за фильм, просят побольше таких лент, желают не уставать и светить. Это очень приятно. Значит, что-то не зря.

Сейчас Министерство культуры РФ объявило конкурс на 10 дебютных игровых фильмов. Как Вы считаете, что нужно дебютантам, чтобы их первые фильмы были качественными, без ошибок?

ИЛЬЯ: Тот еще вопросик. Помните… Дурак учится на своих ошибках, умный – на чужих, а мудрый их не совершает. Мне кажется, прежде чем за что-то серьезное взяться — нужно не торопиться. И сценарий, сценарий, сценарий…

Вы подали заявку на участие в питчинге Молодежного центра СК РФ. Что Вы ждете от участия в нем? Расскажите о своем проекте, с которым Вы питчингуетесь.

НАСТЯ: Участвуя в питчинге нам, прежде всего, хочется найти студию-сопродюсера, способную принять проект к работе. Хочу отметить, что эта история стопроцентная ко-продукция то есть даёт возможность поработать с иностранными коллегами. (немного расскажите об истории). По сюжету молодой режиссер приезжает на кинофестиваль в Варшаву. Там он, конечно же, попадает в забавные истории. И, к сожалению, по определенным причинам, молодого таланта вынуждают покинуть конкурс раньше окончания. Перипетии раскрывать не буду. Добавлю только, что это легкое и понятное всем кино, в некоторой степени можно провести параллель с «Я иду шагаю по Москве», но только идти будем по Варшаве.

Расскажите немного о своих мастерах….

НАСТЯ: Сергей Мелькумов и Наталья Горина, практикующие продюсеры, создавшие такие проекты как: «9 рота», «Свои», «Белая Гвардия», «Достоевский», «Сталинград» и другие. Это удивительно профессиональные и замечательные специалисты. Я бесконечно благодарна им за содействие, понимание и веру в мой проект. Они научили меня основам профессии, дали путевку в кино и по сей день я продолжаю трудиться под их началом.

ИЛЬЯ: Владимир Иванович Хотиненко, Владимир Алексеевич Фенченко, — люди, которые вынянчили меня, перетерпели, поддержали. Научили получать удовольствие от процесса, ведь по-другому нельзя. Безмерно благодарен своим Мастерам. Спасибо.

Интервью подготовил Дмитрий Якунин

Источник: Молодежный центр Союза Кинематографистов РФ