МенюЗакрыть
Главная/ Пресса/ Пресса о Фонде/ "Я тебя никогда не забуду" - многие так говорят об Андрее Вознесенском

«Я тебя никогда не забуду» — многие так говорят об Андрее Вознесенском

11 октября, 2013

В театре «У Никитских ворот» 10 октября состоялся вечер памяти культового поэта Андрея Вознесенского.

Кульминацией стал легендарный спектакль «Юнона и Авось».

Дамы с тщательно уложенными волосами, девушки без волос, дедушки с косицами, кто в джинсах, кто в кружевном платье, стар и млад всякого пошиба и сословия — такой оказалась публика, пришедшая почтить память поэта-шестидесятника Андрея Вознесенского. Гости пришли заблаговременно, общались в фойе, обсуждали архивные фотографии на стендах: вот Вознесенский с Микаэлом Таривердиевым, а вот — с начинающими поэтами…

Не место в этом архиве фотографиям молодого Андрея Вознесенского с генсеком Никитой Хрущевым. Их достопамятная встреча до сих пор не забыта вдовой поэта Зоей Борисовной Богуславской. Она рассказала, что после взбучки Хрущева, когда генсек критиковал стихи и потрясал перед лицом поэта кулачищем, Андрей написал много трагических монологов о несыгранном, несказанном, ненаписанном.

Зоя Борисовна была откровенна: «Я тяжело переживаю воспоминания о нем, это непросто. Я же помню, как оно писалось, о чем. Многие сетовали, что у Андрей при жизни не было наград. Была одна, которую не успел получить, но почему она была — выдвинули на Нобелевскую премию… Но я всегда мужу говорила: имя важней!».

Ей муж запомнился очень устремленным, в последние годы жизни — непокорным недугам, любящим единомышленников. Зоя Борисовна рассказала, что Андрей Андреевич был очень болен перед смертью, часто падал. Однажды он упал в гостинице, в чужом незнакомом городе. Вызвали скорую помощь, доставили его в ночной госпиталь, куда свозили экстренных больных. Там и порезанные были, и разбитые — очередь в пятнадцать носилок. Но Богуславская попросила принять мужа вне очереди — он уже истекал кровью. И в самом деле, выяснилось, что его голову «штопать» долго — наложили восемнадцать швов!

Это лишь предыстория. Вот к чему вела рассказ Зоя Борисовна. Наутро Вознесенский засобирался на творческую встречу с почитателями. А в лице — ни кровинки! Между супругами произошел короткий диалог:

— Пойду подписывать книги…

— Не пойдешь!

— Я пойду.

— Через мой труп!

— Ну, тогда и через твой…

Жена сдалась, и поэт два с половиной часа раздавал автографы, пока не подписал книги всем, кто стоял в очереди за автографом к поэту. И на этом история не закончилась. На следующий день он снова отправился на творческое мероприятие. После которого ночью снова упал. Влекли его не слава и признание, уверяет Зоя Борисовна, он жаждал общения с большим количеством людей, которым понятна его поэзия.

Сам поэт считал, что его стихи поняты не всеми даже из тех, кто их любит. Он говорил, что написанное им для восприятия подобно капусте — верхние листья видят все, последующие — далеко не каждый, а до кочерыжки добираются немногие. С таким образом согласны его коллеги, как раз этим объясняя обстоятельство, что Вознесенский — поэт на все времена, что он сейчас звучит современно. Еще как современно! И по темам, и по виртуозности речи. Помню свое знакомство в нежном возрасте со стихами Вознесенского — вскрывающие суть неологизмы, прорисовка состояния и настроения ритмом. В сравнении со многими ныне пишущими молодыми авторами Вознесенский — авангардист.

Владимир Вишневский не учился у прославленного поэта, судьба только свела их в приятельстве. Но Вишневский смог подхватить манеру Вознесенского для своих шуточных стихов-намеков. На вечере памяти он прочитал несколько таких — незаурядно!

Кульминацией вечера стал спектакль «Юнона и Авось», пожалуй, самое знаменитое произведение и поэта Андрея Вознесенского, и композитора Алексея Рыбникова. Хотя за тридцать лет Рыбников написал еще десятки популярных песен, в том числе для кинофильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Звездный мальчик».

Для зрителей постарше памятно исполнение спектакля с Николаем Караченцовым и Еленой Шаниной в главных ролях. Их знаменитый дуэт «Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу» и сегодня очень популярен в Интернете. Премьера рок-оперы прошла в «Ленкоме» в 1981 году и с тех пор ее популярность не спадает. На вечере памяти рок-оперу исполнили артисты Театра Алексея Рыбникова.

Куратор мероприятия Дарья Винокурова пояснила:

— Новая постановка рок-оперы с акцентом на музыкальную составляющую была представлена Театром Алексея Рыбникова в 2009 году. Над созданием полной авторской версии работали один из лучших московских режиссеров музыкального театра Александр Рыхлов, заслуженная артистка РФ, первая исполнительница главных партий в рок-операх Алексея Рыбникова Жанна Рождественская и хореограф-постановщик мюзиклов «Буратино», «Продюсеры», «Иствикские ведьмы» Жанна Шмакова. Театр Алексея Рыбникова с успехом показывает спектакль в разных городах и странах.

Вообще нынешний год трижды юбилейный для рок-оперы «Юнона и Авось»: Андрею Андреевичу Вознесенскому, написавшему либретто, исполнилось бы 80 лет, композитор мюзикла Алексей Рыбников отмечает 50-летие творческой деятельности, а выходу рок-оперы на виниле — 30 лет. Алексей Рыбников рассказал:

— Это была не просто пластинка. Она вышла через два года после выхода спектакля, а записана на год раньше. Ее тираж более 2 миллионов штук, значит, послушали ее примерно 12 миллионов людей. Театру для набора такого количества слушателей надо было играть рок-оперу лет 300-400.

Вечер памяти организовали Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП) и ФГУП «Фирма Мелодия» совместно с Фондом Андрея Вознесенского. Музфирма пообещала, что скоро перевыпустит ту пластинку на виниле. А Зоя Богуславская поделилась ожиданием события: скоро выйдет фильм «Лирика» о ее муже, там использовано его последнее интервью. Как рассказала Зоя Борисовна, в фильме озвучит Вознесенского актер. А к маю фонд, возглавляемый вдовой поэта, выберет лауреатов для премии «Парабола», так назывался второй запрещенный сборник Вознесенского.

Мероприятие было благотворительным, собранные средства направят на поддержку молодых талантов.

Справка «ВМ»

Андрей Вознесенский прославился как один из дерзких поэтов-шестидесятников. В то время его сборники расхватывали с прилавков и каждое стихотворение признавали событием. Андрей Вознесенский – лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник «Витражных дел мастер»), награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2004). Он прекрасно известен и за рубежом — дважды удостаивался американских премий, а в 1996 году на Парижском фестивале «Триумф» газета «Нувель Обсерватер» назвала его «самым великим поэтом современности». Новаторская поэзия Вознесенского тревожная, острая, философски-смелая и одновременно лиричная. Она ломала каноны, стирала замшелость традиций.

Источник: Вечерняя Москва