МенюЗакрыть
Главная/ Новости/ Новости Фонда/ «Правь, Британия морями»!

«Правь, Британия морями»!

06 февраля, 2014

Третий из цикла просветительских концертов «Камерная музыка Европы», в которых можно было услышать музыку Франции, Германии, был посвящен «Великобритании». Прошедший 24-го января в музее-квартире С.С. Прокофьева, он, несомненно, надолго запомнится слушателям своей необычной музыкальной программой и ее ярким исполнением.

«Правь, Британия морями»!

Автор этой замечательной идеи — доцент РАМ им. Гнесиных, директор «Фонда Бориса Чайковского» Валида Келле. Как говорит продюсер, здесь нет попытки объять необъятное, но есть стремление даже в рамках одного концерта показать движение музыкальной культуры той или иной страны от Возрождения к ХХI веку.

Привлекательная особенность концертного цикла — комментирующее слово. «Я давно в концертах позволяю себе комментировать предлагаемую программу, — говорит Валида Келле. — Речь не о переводе музыкальной содержательности исполняемых сочинений на язык понятий, слов. Существуют иные способы, настраивающие на восприятие, дающие более полное понимание. Осенью на организованной мной конференции по музыкальной журналистике главной стала мысль о важности просветительства. Гуманитарная наука не должна быть вещью в себе, пребывать в замкнутом пространстве. Это все-таки снобизм! Студентам по критике я говорю: не забывайте, сколько лет вы учились понимать музыку! Невозможно не замечать некие деструктивные процессы в социуме, ведущие к угасанию интереса к классическому наследию, тем более современной музыке. Можно спорить о роли живого концерта, говорить о переходе к иным формам музыкального «потребления» (дома, в интернет-трансляции). Но не вкрадывается ли здесь привычка относиться к музыке как фоновому шуму, которому сознание не уделяет ни малейшего внимания — не больше чем окраске стен. Предчувствуя близкий конец цивилизации, Онеггер постоянно тревожился, «не улетучилась бы первой музыка». Я с большой нежностью отношусь к тем, кто приходит в зал, они — как последняя надежда на духовность нашего будущего. Кстати, слушатели говорят, что порой придя в академический концерт, они ощущают холодок недоступности. Потребность в преодолении расстояния между автором и слушателем осознают исполнители — Г.Рождественский, Вл. Юровский — сами произносящие вступительное слово перед концертом».

Быть реальным посредником между художником, исполнителем и слушателем трудно! Комментарий Валиды Махмудовны перед всей программой был легкий, неназойливый, состоящий не из разрозненных сведений, но дающий представление об историческом месте каждого композитора из программы. Верно было замечено, музыкальная пауза в Британии в два века не была абсолютной, не свидетельствовала о падении музыкальной культуры, ведь она отчасти была наполнена личностью и творчеством Генделя!

Программу концерта составили вокальные и инструментальные шедевры музыки Великобритании, которые мало знакомы широкому слушателю и даже профессионалам. Некоторые имена вовсе непривычны для репертуара академических залов Москвы. И дело вовсе не в отсутствии интереса к ним. К сожалению, в нашей стране классическая английская музыка – не самая исполняемая, а потому и не самая знакомая и изученная сфера. Двух композиторов – Генри Перселла и Бенджамина Бриттена знают в нашей стране. Джон Доуленд, Ральф Воан Уильямс и в меньшей степени Томас Морли на слуху у профессиональных музыкантов, так как входят в образовательные курсы. А такие композиторы, как Томас Арн (1710-1778), Джордж Баттерворт (Butterworth, George1885-1916), Ребекка Кларк (1886-1979) и Джон Дюарт (Duarte, John 1919-2004) стали открытием для посетителей английского музыкального «чуда» в Камергерском! Они расширили музыкально-историческую галерею композиторов Великобритании.

Молодые музыканты были в этот вечер на высоте! Гитарист Роман Зорькин исполнил жигу «Брызги росы» и «Английскую сюиту» Джона Дюарта, как мы узнали, большого музыканта в мире гитары. Темпераментное исполнение колоритных сочинений, основанных на фольклорных истоках, покорило всех. Сюита была написана по заказу Андреа Сеговии (позже Дюарт был удостоен Грэмми за переиздание записей Сеговии). Всего же Дюартом создано более 140 произведений для гитары, вероятно они известны пока лишь отечественным гитаристам.

Тонкий вкус, редкое ансамблевое звучание позволило насладиться сочинением Ребекки Кларк (также неизвестным!): пьесами для альта и фортепиано в исполнении превосходного тандема альтистки Татьяны Келле и Тамары Третьяковой. Ребекка Кларк – композитор и альтистка, ученица композитора Чарльза Стенфорда и альтиста Лайонела Тертиса — печатала свои сочинения под мужским псевдонимом, чтобы издатели восприняли их всерьез. Прозвучавшие пьесы — «Колыбельная», «Пассакалья», «Не будь холодным, сердце» (в оригинале “I’ll bid my heart to be still”) – образец подлинно английского ощущения глубокой меланхолии и даже трагического. Мелодичная кантилена крайних частей, драматизм Пассакальи, мрачноватая интимность высказывания усиливается тембром альта, инструмента, который неслучайно выделился в качестве ведущего концертного голоса в эпоху двух мировых войн.

Градация чувств в подобранных для концерта сочинениях была широка. Это и брызжущие весельем пьесы: «Круговой танец» Д. Дюарта и «Жига» Г. Перселла, и задушевные песни: «Зеленые рукава» Д. Доуленда и «Месяц мой настал» Т. Морли. Кульминацией концерта стали вокальные сочинения: песня «Среди плакучих ив» Бенджамина Бриттена (на слова У.Б. Йетса) и три песни из цикла «Шропширский паренек» (“A Shroshire lad”) Джорджа Баттерворта на слова А.Э. Хаусмана. Цикл «Шропширский паренек» – печальная повесть о простых крестьянских юношах, не вернувшихся с войны. Дж. Баттерворт – английский композитор XX века, разделил их трагическую судьбу – погиб в Первую мировую… Три его миниатюры, интонационно близкие английской песне, произвели незабываемое впечатление. Безусловно, этому способствовало их исполнение английским певцом Тимоти Брауном. Превосходный бас, Тим Браун показал не только свое виртуозное мастерство, артистизм, ему удалось выразить всю экспрессию английского вокального слова.

Венчала концерт песня-гимн «Правь, Британия!..», сочиненная в середине XVIII века Томасом Арном (известная нам по отечественной экранизации о Шерлоке Холмсе).

Мастерство артистов, выпускников Московской консерватории и РАМ. им. Гнесиных достойно всяческих похвал. Вдохновенность и точность в передаче авторского замысла не могли оставить равнодушными слушателей. Хочется надеяться, что эти яркие камерные концерты будут успешно продолжены. В данном случае хотелось бы поблагодарить «Национальный фонд поддержки правообладателей», оказавший помощь этому замечательному проекту!

Елизавета Солоухина