МенюЗакрыть
Главная/ Новости/ Новости дня/ 120 лет исполнилось со дня премьеры балета "Щелкунчик"

120 лет исполнилось со дня премьеры балета «Щелкунчик»

18 декабря, 2012

18 декабря 120 лет назад на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».

120 лет исполнилось со дня премьеры балета «Щелкунчик»

В 1890 году русский композитор Петр Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на двухактный балет. Для балета композитор избрал известную сказку немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» из сборника «Серапионовы братья». Сказка была использована не в подлиннике, а в пересказе французского писателя Александра Дюма‑отца под названием «История Щелкунчика». Чайковский сначала сам письменно изложил сюжет «Щелкунчика», затем приступил к совместной работе с хореографом Мариусом Петипа, сделавшим балетмейстерскую экспозицию.

В течение января и февраля 1892 года Чайковский закончил и оркестровал балет. В марте того же года в одном из симфонических концертов Русского музыкального общества с большим успехом была исполнена сюита из музыки к балету под управлением композитора.

По сценарию и подробным указаниям тяжело заболевшего Петипа постановку «Щелкунчика» осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов. Репетиции балета начались в конце сентября 1892 года.

Премьера балета «Щелкунчик» состоялась 18 (6 по старому стилю) декабря 1892 года на сцене Мариинского театра.

В первоначальном варианте героиня балета именовалась Кларой, позже ее стали называть Машей (по версии Дюма, девочку называли Мари).

Партию Клары в первой постановке «Щелкунчика» исполнила балерина Станислава Белинская, партию Фрица — Василий Стуколкин, Щелкунчика — Сергей Легат, феи Драже — Антониетта Дель‑Эра, принца Коклюша — Павел Гердт, Дроссельмейера — Тимофей Стуколкин. Музыка звучала под управлением итальянского дирижера Риккардо Дриго.

Постановка просуществовала около 30 лет. После Октябрьской революции, в 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Федором Лопуховым, который в 1929 году создал новую хореографическую версию.

В 1934 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр) балетмейстер Василий Вайнонен осуществил новую постановку балета «Щелкунчик». В спектакле была использована новая техника классического танца, которой не было во времена Чайковского и Петипа.

В балете присутствовали фантастические фокусы, яркие куклы и горящая праздничными огнями елка, созданная художником Владимиром Дмитриевым. Партию Маши исполнила Галина Уланова, партию Щелкунчика‑Принца — Константин Сергеев, за дирижерским пультом был маэстро Евгений Мравинский.

Позже постановка была перенесена на сцены многих театров. В 1939 году «Щелкунчик» Вайнонена был поставлен в Большом театре в Москве, где до этого времени ставились одноименные балеты в редакции хореографов Александра Горского в 1919 году и Льва Иванова в 1932 году.

12 марта 1966 года в Большом театре состоялась премьера балета «Щелкунчик» в постановке хореографа Юрия Григоровича. Балетмейстер совместно с художником Симоном Вирсаладзе смог превратить «Щелкунчика» из детской сказки в философские раздумья о недостижимости идеального счастья, его балет стал классикой ХХ века.

В настоящее время, по традиции, в канун Нового года балет «Щелкунчик» присутствует в репертуаре различных ведущих театров страны. Билеты на «Щелкунчик» стали, без преувеличения, традиционным новогодним подарком в среде любителей классического искусства.

В конце 2012 года — начале 2013 года зрители могут увидеть «Щелкунчик» в Большом театре в постановке Юрия Григоровича, Мариинском театре — в редакции Василия Вайнонена.

Источник: РИА новости