МенюЗакрыть
Главная/ Мастер-классы/ Мастер-класс Дмитрия Вдовина

Мастер-класс Дмитрия Вдовина

Опера. Поиск формулы
Йосси Тавор
Журналист, обозреватель по вопросам культуры

Учитель, наставник, признанный «гуру» молодых талантливых российских певцов. Это он, Дмитрий Вдовин, создал Молодежную оперную программу Большого театра, дав таким образом путевки на самые престижные оперные подмостки целой когорте талантливых молодых вокалистов. Это благодаря ему у Большого есть теперь впечатляющая «скамейка», как говорят в спорте, профессионально подготовленных молодых певцов, которые в будущем сменят нынешних корифеев. А еще он блестящий рассказчик и незаурядный знаток театра – как музыкального, так и драматического. И еще он завзятый путешественник, благо профессия, репутация оперного педагога и доброе имя, завоеванное в жюри различных конкурсов, предоставляют ему массу возможностей посетить самые разные страны. Его питомцы, за карьерами которых он внимательно следит, органично вписались в труппы самых знаменитых западных оперных театров. И это, несомненно, благодаря той школе, которую дал им Дмитрий Вдовин.

Дмитрий Вдовин – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Академии хорового искусства имени В.С. Попова, художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России.

Родился в Свердловске (Екатеринбург). Уникальность педагогического мастерства Дмитрия Вдовина во многом связана с его фундаментальным образованием сразу в трех направлениях – театральном, вокальном и педагогическом. Окончив Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), Дмитрий прошел обучение в аспирантуре по специальности «театральная критика». Главной площадкой практики молодого артиста во время обучения в ГИТИСе был Большой театр. Следующей ступенью стала профессиональная переподготовка в Академии хорового искусства имени В.С. Попова по направлениям вокального искусства и вокальной педагогики. Затем была стажировка по вокальной педагогике в Европейском центре оперного и вокального искусства (Бельгия) под руководством Майкла Элайсена – руководителя вокального факультета Curtis Institute of Music (Филадельфия, США).

Многогранный талант Дмитрия Вдовина проявился в самых разных областях, но всегда он был сфокусирован вокруг любимого музыкально-театрального жанра Дмитрия – оперы. В качестве театрального критика он печатался в крупнейших центральных газетах и журналах. С 1987 по 1992 год курировал работу в сфере музыкального театра Союза театральных деятелей СССР.

Свое продюсерское мастерство и организаторский талант Дмитрий Вдовин реализовал в Московском центре музыки и театра, а также в Московской международной школе вокального мастерства, где он работал в качестве артистического директора, воплотив ряд крупных международных музыкальных, театральных и образовательных проектов.

Такая многоаспектная творческая деятельность значительно обогащает педагогическую практику, помогая увидеть проблемы исполнительского мастерства в самых разных ракурсах.

Педагогическая работа Дмитрия Вдовина изначально была связана с академической вокальной школой. Вначале это было Музыкальное училище имени Гнесиных, где с 1995 года он работал преподавателем, а затем заведовал вокальным отделением. Одновременно он преподавал и в Российской академии музыки имени Гнесиных.

В 2001 году Дмитрий Вдовин возглавил кафедру сольного пения Академии хорового искусства имени В.С. Попова, где и по сей день занимает должность профессора.

Важную роль в творческой биографии Дмитрия Вдовина сыграло сотрудничество с Ириной Архиповой. Он участвовал в качестве соведущего в телевизионных и концертных проектах великой певицы, а также был руководителем и преподавателем Летней школы Ирины Архиповой.

Дмитрий Юрьевич дает мастер-классы не только в городах России, но и за рубежом, является членом жюри многих престижных вокальных конкурсов, в числе которых Международный конкурс имени Глинки, Всероссийский музыкальный конкурс, Международный конкурс Le voci verdiane (Буссето, Италия), Международный конкурс вокалистов имени Дж. Б. Виотти и Л. Паваротти (Италия), конкурс AsLiCo (Комо, Италия), Международные конкурсы в Париже и Бордо (Франция), Международный конкурс Competizione dell’opera Italiana в Большом театре, Международный конкурс в Монреале (Канада), конкурс телеканала «Культура» «Большая опера», Конкурс вокалистов в Измире (Турция), Международный конкурс имени Монюшко (Варшава, Польша), конкурс Die Meistersinger von Nürnberg (Нюрнберг, Германия), «Опера де Тенерифе» (Испания) и многие другие.

С 2009 года Дмитрий Вдовин является художественным руководителем Молодежной оперной программы Большого театра России. В числе учеников замечательного педагога победители престижных вокальных конкурсов, ведущие солисты крупнейших театров мира (Большого театра, «Ла Скала», Метрополитен-оперы, Королевской оперы «Ковент-Гарден», Венской государственной оперы, Берлинской государственной оперы, Парижской национальной оперы, театра «Реал» в Мадриде и других).

В представленном мастер-классе на примере работы над популярными сольными оперными номерами (каватина Алеко из оперы «Алеко» С.В. Рахманинова, ария Марфы из оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, ария Джильды из оперы «Риголетто» Дж. Верди) Дмитрий Юрьевич раскрывает особую формулу оперного исполнительства. Ее составляющие – внутренняя архитектура фразы, контроль дыхания, координация артикуляционного аппарата, актерское присутствие, соответствующее смыслу текста. При этом общим знаменателем такой формулы становится «музыкальный инстинкт», который исполнителю необходимо пробудить в себе. Обобщенно эту формулу оперного исполнительства можно определить как «взаимосвязь техники и музыкальной мысли».

Назад к разделу