Поюровский Борис Михайлович

Театровед, театральный критик, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, кандидат искусствоведения

В 5 лет, впервые попав в театр – сначала в ТЮЗ на «Красную Шапочку», потом – на оперу «Евгения Онегина, «заболел» театром. Сначала Борис мечтал стать актером. Учил стихи, басни, монологи, но главное – стремился смотреть любые спектакли.

В 1955 году окончил Харьковский театральный институт по курсу театроведение. После окончания института, отправился в Москву. Долгое время был учеником и близким другом выдающегося театрального критика Юзефа Ильича Юзовского. Спустя много лет, в 1982 году, Б.М. Поюровский составил и издал двухтомник избранных статей своего учителя «О театре и драме»

Б.М. Поюровский – автор свыше 3 тысяч рецензий, статей, очерков. Основные его работы посвящены проблемам современного отечественного и зарубежного театра, драматургии, культурологии, а также эстраде и телевидению. Книги, написанные Б.М. Поюровским, стали настольными для театралов. Например, «Рассказы о том, как становятся кукольниками» (с 1964 по 1974 год он был заведующим литературной частью ГЦТК под руководством С.В. Образцова) выдержали пять изданий (1971–1975), переведены на 14 языков, опубликованы в Германии, США, Франции, Испании, Китае, Польше, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Италии и других странах. Перу Б.М. Поюровского также принадлежат книги: «Мария Миронова, Александр Менакер» (1978), «От 5 до 7. Невыдуманные истории» (1988), «Околотеатральные были» (1990), «Былое без дум» (совместно с А. Ширвиндтом, 1994), «Что осталось на трубе…» (2000), «Что было, то было, или Записки неутомимого джентльмена» (2004). «Записки неутомимого джентльмена» написаны в несколько необычном для автора жанре – мемуарном. Эта книга – вереница увлекательных очерков и историй об актерах, писателях, критиках, с которыми его сводила судьба. В 2007 году к 100-летию Татарского государственного академического театра имени Г. Камала в Казани вышел сборник избранных статей Б.М. Поюровского об этом театре под названием «Остров в океане». Б.М. Поюровского называют живой энциклопедией российского театра второй половины ХХ века. В 1950–1980-е годы не было ни одной московской премьеры, на которую бы он не откликнулся рецензией. Статьи Б.М. Поюровского в разные годы публиковались в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Огонёк», «Современная драматургия», «Литературное обозрение», «Юность», «Эстрада и цирк», «Московский наблюдатель», «Крокодил», «Мурзилка»; газетах «Правда», «Известия», «Советская культура», «Литературная газета», «Неделя», «Комсомольская правда», «Московская правда», «Вечерняя Москва», «Московский комсомолец», «Труд», «Литературная Россия», «Век», «Экран и сцена» и других. В 1997–1998 годах Б.М. Поюровский в качестве главного редактора выпускал частную «Театральную газету».

Отдельная страница биографии Б.М. Поюровского – широкая просветительная деятельность. В 1960-е–1980-е годы им созданы около 40 диафильмов–монографий о театре и о людях театра: «Героическая драма», «Театральная Рига»; диафильмы, посвященные жизни и творчеству Ростислава Плятта, Андрея Миронова, Виктора Розова, Александра Володина, Леонида Малюгина, Мариса Лиепы, Асты Бжезицкой, Екатерины Беклешовой, Елены Ахвледиани и других.

В жизни Б.М. Поюровского важное место занимает организационно-педагогическая деятельность. С 1955 года в течение 17 лет он работал на кафедре актерского мастерства Школы-студии МХАТа. В течение 25 лет Борис Михайлович являлся деканом, а затем ректором первого Народного театрального университета Дворца культуры ЗИЛа.