150 лет со дня смерти Александра Даргомыжского

17 января 2019

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) – выдающийся композитор, основоположник реалистического направления в русском искусстве XIX века.

Получив хорошее домашнее образование, будущий композитор был радушно принят в самых известных музыкально-литературных салонах Петербурга. Он много и с успехом выступал как пианист и аккомпаниатор. Однако главным событием, повернувшим его жизнь в новое русло, стала встреча с композитором Глинкой. Многолетняя близкая дружба связала двух корифеев русской музыки. Но каждый из них шел своим путем. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово; хочу правды», – эти знаменитые слова композитора Даргомыжского стали его творческим девизом в искусстве. Поиск особой музыкальной выразительности, связь слова с музыкой, музыкальная интонация, позволяющая воссоздать подлинный человеческий характер, – лирико-психологическая линия музыкальной драматургии всегда была в центре внимания Даргомыжского. Его герои – «маленькие люди», подобно персонажам Гоголя и Салтыкова-Щедрина, страдали, любили, радовались и горевали – жили своей обычной жизнью на страницах музыкальных партитур композитора.

Романсы Александра Даргомыжского: «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Вертоград», «Мне грустно», «И скучно, и грустно» и особенно последние – «Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал» – далеко покинули пределы своего привычного жанрового наполнения: талант композитора превратил их в реалистичные, лирические, а порой и трагедийные жанровые сцены. Опера «Русалка», наряду с операми Глинки, послужила основой русской оперной школы. Она стала первой русской оперой, где стержень действия составляют не отдельные вокальные номера, а общая драматургия музыкального развития, которая пронизывает все действие насквозь, объединяя речитативы, ариозо, ансамбли в единое целое.

Творчество Александра Даргомыжского, не получившее достойного признания современников композитора, проложило путь величайшим творениям композиторов «Могучей кучки».