110 лет со дня смерти Николая Римского-Корсакова

21 июня 2018

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – композитор, педагог, музыкально-общественный деятель и дирижер. Участник «Могучей кучки» – знаменитого творческого содружества русских композиторов XIX века.

После окончания Петербургского Морского корпуса Николай Андреевич учился у известного пианиста Канилле, который в 1861 году познакомил своего даровитого ученика с Милием Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов. Попав в профессиональную музыкальную среду, юный Римский-Корсаков нашел свое истинное признание.

В 1871 году он был приглашен на должность профессора Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения. Годом позже Мариинский театр с успехом поставил его первую оперу «Псковитянка». В 1873 году Римский-Корсаков стал инспектором военно-морских оркестров, а в 1874 году сменил Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы. В 1880-х годах Римский-Корсаков фактически возглавил «новую русскую школу», которая родилась в 1860-х годах в кружке Балакирева, а затем продолжила развиваться в русле нового, «Беляевского кружка».

Среди сочинений Римского-Корсакова – 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка. Оперы композитора представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Былина, сказка, легенда питают творчество Римского-Корсакова не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости.

Творчество Римского-Корсакова – ярчайшая страница в истории русской культуры. Его воздействие на русскую и зарубежную музыку не исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная редакторская работа Римского-Корсакова, благодаря которой увидели свет и были исполнены многие шедевры русского искусства («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; он также подготовил к изданию совместно с Балакиревым и Лядовым оперные партитуры Глинки).

Великий композитор, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, Римский-Корсаков был также замечательным педагогом и воспитателем. Среди его учеников – выдающиеся музыканты Глазунов, Аренский, Мясковский, Лядов, Прокофьев. Обобщением педагогического труда Римского-Корсакова стали его учебники гармонии и оркестровки, которые остаются актуальными и в наши дни. Автобиографическая книга композитора «Летопись моей музыкальной жизни» представляет огромную культурную и историческую ценность.