100 лет со дня смерти Ивана Алчевского

10 мая 2017

Иван Алексеевич Алчевский (1876-1917) – знаменитый певец.

Его называли украинским Карузо и королем теноров. Певец с мировым именем, покоривший ведущие сцены Европы и Америки, с детства отличался выдающимися музыкальными способностями. Солист Мариинского, Большого театров, а затем – парижского «Гранд-опера», активный участник знаменитых «Русских сезонов» Дягилева, певец был счастливым обладателем не только красивого бархатного тембра, но и утонченной вокальной техники, яркой драматической экспрессии и актерского таланта. За короткую творческую биографию (певец скоропостижно скончался на 41-м году жизни) он исполнил более пяти десятков ведущих теноровых ролей, в числе которых: Садко в опере Римского-Корсакова «Садко», Ленский в опере Чайковского «Евгений Онегин», Князь в опере Даргомыжского «Русалка», Фауст в опере Гуно «Фауст» и многие другие. Вокальное искусство Ивана Алчевского отличалось высокой исполнительской культурой, сердечностью, одухотворенностью и изысканностью. Современники отмечали, что он поет как настоящий поэт. Известный музыкальный критик того времени Эдуард Старк в статье, посвященной анализу трактовки Иваном Алчевским роли Германа в опере Чайковского «Пиковая дама», писал: «Композитор, выражающий чувства и настроения через музыку, не может сказать, что вот эта тональность и эта последовательность нот, со всеми диезами, бемолями, бекарами, с фотографической точностью выражают его переживание. Остается еще какое-то "чуть-чуть", от которого, однако, зависит самая полнота в выражении переживания, возможность схватить крайнюю его глубину. Способность овладевать этим "чуть-чуть", этим последним штрихом, завершающим картину, есть высшее мерило таланта исполнителя. Это та граница, где его творческая интуиция сливается с интуицией творца произведения и раскрывает в полной ясности то, что последний чувствовал, стремясь облечь свои переживания в яркий наряд музыкальных красок. Эта способность есть удел лишь немногих избранных талантов. Ею обладал Алчевский...»