110 лет со дня рождения Василия Соловьева-Седого

25 апреля 2017

Василий Павлович Соловьев-Седой (1907-1979) – известный композитор, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда.

Любовь к музыке будущий композитор унаследовал от матери: Анна Соловьева обладала хорошим голосом и, будучи уроженкой Псковской губернии, знала множество народных песен. Самостоятельно освоив музыкальную грамоту, Соловьев-Седой продолжил образование на композиторском факультете музыкального техникума, где его однокурсником был Никита Богословский.

Впервые известность пришла к молодому композитору в 1936-м году – на ленинградском конкурсе массовых песен первой премии были удостоены его песни «Парад» и «Песня о Ленинграде». Затем Леонид Утесов взял в свой репертуар две песни: «Служили два друга» и «Казачью кавалерийскую». На творчество молодого композитора обратил внимание мэтр отечественной эстрады Исаак Дунаевский и предрек ему большое будущее.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны композитор создал свои лучшие песни: «Вечер на рейде», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк», «На солнечной поляночке», «Не тревожь ты себя, не тревожь», «Соловьи» и другие. Они мгновенно завоевали популярность и стали по-настоящему народными. Уже после войны были написаны знаменитые песни к кинофильмам «Небесный тихоход», «Первая перчатка», «Давно мы дома не были», «Стали ночи светлыми», «Пора в путь-дорогу». Соловьев-Седой – автор шлягера, который стал для всего мира символом нашей страны, – песни «Подмосковные вечера». Она была удостоена первой премии и большой золотой медали на международном конкурсе песен, который проводился в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве летом 1957 года.

Основой творчества композитора всегда была русская лирическая песня. Распевность, широкое дыхание, душевная лирика, эмоциональная сила – вот важнейшие качества лучших песен композитора. «Я за широкое народное творчество, – писал Соловьев-Седой, – потому что уверен: народ – превосходный наставник не только в области языка, но и в области музыки. Но я решительно против музыкальных подделок, против того слезливого надрыва, который часто передается шепотком в микрофоны на некоторых танцевальных площадках и в концертных эстрадах. Я против опошления песни, против нарушения того единства ее поэтического и музыкального образа, народных корней, национальной самобытности…»