115 лет со дня рождения Марии Максаковой

08 апреля 2017

Мария Петровна Максакова (1902-1974) – известная оперная певица, народная артистка СССР.

Творческий путь будущей примы Большого театра начался в ее родном городе Астрахань: именно здесь ее, дебютировавшую в 1919 году в оперной антрепризе в партии Ольги в опере «Евгений Онегин» Чайковского, впервые увидел известный оперный режиссер и антрепренер Максимилиан Максаков. С этого момента творческая жизнь и судьба двух талантливых людей оказалась связанной воедино. Максимилиан Карлович с энтузиазмом взялся за обучение юной певицы. Четыре года тяжелого труда не прошли даром: в 1923 году Максакову приняли в труппу Большого театра, где блистали Собинов, Нежданова, Обухова, Лемешев, Озеров, Барсова, Степанова и другие выдающиеся певцы того времени. Красивый голос широкого диапазона и сочного тембра, яркий темперамент, высокое сценическое мастерство, хороший художественный вкус позволили Марии Петровне на протяжении 30 лет петь на прославленной сцене. Ведущая меццо-сопрано Большого театра воплотила самые яркие сценические образы: Кармен в одноименной опере Бизе, Марфу в «Хованщине», Марину Мнишек в «Борисе Годунове» Мусоргского, Любашу в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Ортруду в «Лоэнгрине» Вагнера.

Из воспоминаний знаменитого певца и друга Марии Петровны Сергея Лемешева: «Ей никогда не изменяет художественный вкус. Она готова скорее чуть «недожать», чем «пережать» (а ведь именно это зачастую и приносит исполнителю легкий успех). И хотя в глубине души многие из нас знают, что такой успех не так уж дорого стоит, отказаться от него способны только большие художники. Музыкальная чуткость Максаковой проявляется во всем, в том числе и в ее любви к концертной деятельности, к камерной литературе. Трудно определить, какая именно сторона творческой деятельности Максаковой – оперная сцена или концертная эстрада – завоевала ей такую широкую популярность. Среди лучших ее созданий в области камерного исполнительства – романсы Чайковского, Балакирева, цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины» и многое другое. Я вспоминаю Марию Максакову, исполняющую русские народные песни: какая чистота и неизбывная щедрость русской души раскрываются в ее пении, какая целомудренность чувства и строгость манеры! В русских песнях много удалых припевов. Спеть их можно по-разному: и залихватски, и с вызовом, и с тем настроением, которое скрыто в словах: «Эх, пропади все пропадом!». А Максакова нашла свою интонацию, протяжную, порой задорную, но всегда облагороженную женственной мягкостью».