130 лет со дня смерти Александра Бородина

27 февраля 2017

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – выдающийся композитор, ученый и общественный деятель.

Активный участник знаменитого музыкального объединения, окрещенного с легкой руки музыкального критика Стасова «Могучей кучкой», Бородин привнес в творческое содружество, а вместе с ним и в развитие русского классического искусства, свежую струю: национально-эпический богатырский характер. Известный музыковед-исследователь Асафьев писал: «Эпическое спокойствие, плавность, простор, ширь и величие при колоссальном размахе творческой силы – наиболее характерная черта бородинской музыки. Зато, когда в моменты драматического напряжения эта мощная полнозвучная музыка начинает медленно раскачиваться и приходить в состояние возбуждения – ею овладевает стихийный порыв, в ней пробуждаются энергия и страстность. Но всегда и всюду в этой музыке звучит плавная и сочная мелодия. Линии ее округлые, стройные, мягко рельефные, красиво всплывают друг за другом, особенно в медленных и спокойных движениях бородинских Adagio. Лирике Бородина присущи глинкинская ясность, мужественная нежность и светлые тона. Даже в те моменты, когда ею овладевает знойная страстность, мелодический рисунок не лишается ни завершенности, ни мерности, ни пластичности. Зла нет. Всякая борьба – нечто преходящее и не нарушающее конечного равновесия. Жизнь – велика, необъятна, радостна и солнечна».

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Бородину нравилось сочинять музыку, но из скромности он сочинений своих посторонним не показывал, застенчиво называл себя «композитором, ищущим неизвестности». «Мне как-то совестно сознаваться в своей композиторской деятельности, – говорил Бородин. – Оно и понятно. У других она прямое дело, обязанность, цель жизни – у меня отдых, потеха, блажь, отвлекающие меня от прямого моего настоящего дела – профессуры, науки». Опера «Князь Игорь», которая так и осталась незаконченной, две симфонии, камерные и вокальные сочинения – не так много для композитора, чье имя стало символом русского классического искусства XIX века. Но сколько глубокого смысла, сколько необыкновенных мелодических и гармонических открытий в этих сочинениях!

Творчество Александра Порфирьевича Бородина высоко ценили современники не только в России, но и за ее пределами. Композитор Лист встретил Бородина словами: «Вы сочинили прекрасную симфонию!.. Я в восторге, всего два дня тому назад я играл ее... Не слушайте, пожалуйста, тех, кто вас удерживает от вашего направления: поверьте, вы на настоящей дороге...»

Музыкальное наследие Александра Порфирьевича Бородина оказало огромное влияние на творчество композиторов начала XX века.