95 лет со дня смерти Надежды Римской-Корсаковой

24 мая 2014

Надежда Римская-Корсакова (урожденная Пургольд) (1848-1919) – русская пианистка, музыковед, композитор.

После смерти отца заботу о многочисленной семье действительного статского советника Николая Пургольда взял на себя его брат Владимир Пургольд – известный в Петербурге театрал и меломан, друг Глинки и Даргомыжского. Именно он обратил внимание на музыкальный дар юной Надежды и познакомил ее с Даргомыжским. Впоследствии Надежда с успехом училась в Петербургской консерватории, занималась по классу фортепиано, брала уроки инструментовки.

В 1860-х годах Надежда Николаевна принимает активное участие в музыкальных собраниях Даргомыжского. Талантливые сестры Пургольд (Александра – певица, Надежда – пианистка) – «музыкальные барышни», как называл их известный критик В. Стасов, были первыми исполнительницами оперы Даргомыжского «Каменный гость». В шутку композитор называл Надежду «наш милый оркестр». Здесь, в доме Даргомыжского и произошла встреча Надежды Пургольд с молодым морским офицером и композитором Николаем Римским-Корсаковым. «Собрания в семействе Пургольд были тоже чисто музыкальные. Игра Балакирева и Мусоргского, игра в четыре руки, пение Александры Николаевны и беседы о музыке делали их интересными…» – писал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Летом 1870 года семья Пургольд снимала дачу под Парголово. Туда, убегая от городской суеты, спешил молодой композитор. Его и Надежду Пургольд сблизила совместная работа над оперой «Псковитянка». Композитор полностью доверял вкусу Надежды Николаевны, делясь с ней набросками оперы. Из дневника Надежды Николаевны: «Это ужасно, что он так ослеплен мною и не хочет видеть моего ничтожества. (…) Он такой безукоризненный, чистый, идеальный человек, что оттого и не видит дурного в других. Он меня освещает собственным светом и, сам не замечая этого, любуется отражением своего же собственного света. Это совершенно то же, как если бы солнце любовалось луною, т.е. ее светом». Через два года она станет его женой и оставит свою музыкальную карьеру, посвятив жизнь талантливому мужу. Только в домашнем кругу она позволит себе скромные семейные концерты: Бетховен, Шуман, Шопен были любимыми композиторами пианистки.

Надежда Николаевна сделала переложения опер Римского-Корсакова для фортепиано. Она – автор статей и редактор книги Н.А. Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни. 1844–1906».